Раздумья над рассказами В. М. Шукшина
Майская встреча в Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» была посвящена творчеству Василия Макаровича Шукшина.
Для чтения и обсуждения мы выбрали три рассказа — «Мастер», «Крепкий мужик» и «Билетик на второй сеанс». Все названные произведения можно отнести к жанру «рассказов-характеров», потому что в центре стоит один герой.
Сёмка Рысь, персонаж первого рассказа, не только чувствует красоту маленькой церкви XVII века, но, как отметили наши гости, и понимает построившего её мастера: Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог с неизвестным архитектором. Он хотел бы самостоятельно восстановить церковь. И дальше начинаются его хождения за правдой. Герой Шукшина обращается к священнику, писателю и представителю власти. Присутствующие назвали этих людей своего рода пастырями народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. В небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.
Проезжая миом церкви, Сёмка не смотрит на неё. Почему? Алевтина предполагает, что Сёмка обходит церковь стороной, чтобы не бередить раны, так чувство красоты по-прежнему живёт в нём. Татьяна считает, что ему совестно перед ней, потому что он не смог её восстановить, пусть и не по своей воле.
Герой рассказа «Крепкий мужик» Николай Шурыгнн, несмотря на протесты всех жителей деревни, наоборот, разрушает церковь (тоже XVII века). Почему Шукшин назвал его «крепким мужиком»? Лидия говорит, что Николай – хозяйственный мужик: у него в хозяйстве всякая вещь пригодится. Людмила считает, что в данном случае слово «крепкий» надо понимать как «упрямый». И в том, и в другом мнении есть своя правота.
Слушатели отметили, что церковь, пусть даже и разрушенная, была центром объединения жителей деревни, образом семейного очага: «… как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла». Наталья назвала маленькую церковку – хранительницей прошлого, традиций, через неё проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали. Церковь выдержала всё: и войны, и революции – не выдержала утраты Бога в человеческой душе.
Рассказ заканчивается тем, что изрядно подвыпивший Колька садится на мотоцикл и едет в райцентр к председателю колхоза: «Шурыгин уважал быструю езду». Возможно, в этой концовке, как считают наши гости, заключается намёк на то, что бригадир Шурыгин свою жизнь кончит плохо.
В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что рассказы «Мастер» и Крепкий мужик» связано между собой и сюжетно, и пониманием храма как нравственной опоры и души народа. Образы главных героев диаметрально противоположны, здесь два полюса – созидания и разрушения.
Героя рассказа «Билетик на второй сеанс» Тимофея Худякова на склоне лет обуяла тоска: наступает старость, необходимо подвести итоги своей жизни, возможно, придётся перед Кем-то держать ответ. А наш герой всю жизнь воровал, развратничал, завидовал, сквернословил, лгал, ненавидел, роптал на судьбу. В данном случае, как думает Ольга, надо было идти на исповедь, каяться, исправляться. Вместо этого Тимофей просит «билетик на второй сеанс» — право на втрое рождение. Но ради чего он хочет начать жить сначала? Жениться «на другой бабе», стать начальником, прокурором, «законопатить тестя». И если произойдёт такое чудо, то история жизни повторится. Светлана думает, что грехов станет ещё больше, так как у героя появится больше возможностей для их совершения.
Своими рассказами Шукшин вскрывает главную трагедию современного человека – утрату смысла жизни, утрату веры. Тот же Худяков говорит: «в Боженьку перестали верить». Только вера может вывести из тупика, объяснить, зачем нужна нравственность, куда приложить свои способности, зачем вообще жить.