Об особенностях Светлой седмицы
Праздник Пасхи всегда был для христиан самым светлым, всеобщим, продолжительнейшим торжеством. Со времен апостольских праздник христианской Пасхи, подобно Пасхе ветхозаветной, продолжался семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Отцы Церкви и церковные правила повелевают верующим во всю Светлую седмицу «во святых церквах упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе». Вся эта седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий и светлейший праздник.
Поэтому и в богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы в целом богослужения похожи на первый день Пасхи:
-
Все богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая. Царские врата остаются открытыми и после богослужения в продолжение всей седмицы.
-
На утрене поется пасхальный канон. Во время него священник несколько раз кадит храм, держа в руках трисвечник или свечу.
-
Каждый день после Литургии совершается крестный ход.
Во время крестного хода вокруг храма обносится артос — хлеб с изображением Креста или воскресения Христова, который символизирует невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу. Артос можно разрезать на части, высушить и есть утром натощак, как просфору.
Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные и просительные молитвословия из богослужения исключены: не стихословится Псалтирь, опускаются и почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей. Даже «принесенное с неба» ангельское славословие о Триедином Боге — Трисвятое, обычно возносимое на каждой из служб суточного круга, во всю Пасхальную седмицу не произносится ни разу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни в келейной молитве.
Панихиды служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.
Дома вместо утренних и вечерних молитв читают Часы Святой Пасхи (до утра субботы включительно), которые есть в молитвослове.