Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла
Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня».
Как величайшие драгоценности, прилагая одну спасённую душу к другой, Господь собирал Свою Церковь. Он взывал с любовью к потерявшимся детям: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Он всех вмещал в Своё Божественное сердце, чтоб всех спасти, пройдя с каждым человеком путь от одиночества к богообщению, от проклятия к благословению, от унижения к Божественной славе. Он для того страдает и умирает, дабы всех нас обрадовать вечными и непреложно радостными словами о Своём Воскресении:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Господь говорит о Своих чадах: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13, 14). Нет ничего страшнее смерти, нет и ничего радостнее, чем весть о победе над безнадёжностью гибели, о нашем освобождении от её власти. Благоговейно торжествуя Пасху Господню, мы не забываем и о нашем долге перед Искупителем, по слову апостола Павла: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 30–32).
Призывая к спасению не отдельных людей, а всё человечество, умирая не за избранных праведников, а за всех потомков падшего Адама, Господь Спаситель созидает Церковь – Таинственное Своё Тело, где уже сейчас раскрывается Царство Небесное в тех, кто соединён с Богом и друг с другом узами любви и исполнением воли Господней. Находясь в единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, мы преодолеваем не только ограниченность личного бытия, но и самое время. Мы вместе с апостолами пребываем на Тайной Вечере, принимая из рук Христовых Его Божественное Тело и Кровь и всякий раз вопрошаем со страхом: не стану ли я предателем, как Иуда, или спасусь вместе с благоразумным разбойником? Мы вместе с мироносицами в Пасхальную ночь идём ко гробу Господню, дабы увидеть Его плащаницы пустыми, а Его Самого Воскресшим. Мы вместе с апостолами призываемся восставшим из гроба Господом: «Придите, обедуйте» (Ин. 21, 12) и наслаждаемся не вкусом рыбы и хлеба, а Словом Божиим, живущим с нами и в нас. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4) – говорит апостол Павел. В этой общности и в этом единстве совершаются все действия Божественного домостроительства, ведь только Церкви даётся спасительная благодать и только в ней совершаются таинства. Церковь Христова есть Новый Израиль, исходящий не из Египта в Обетованную Землю, а «от смерти к жизни и от земли к небесам», – как о том поётся в Пасхальном песнопении. Водимая всепокрывающим облаком благодати Святого Духа и огненным столпом Христовой истины, Святая Церковь ведёт всех нас в Царство Бога, где нет воздыхания и печали, но только бесконечная жизнь. Путь этот долог и труден, пока путешественники не бесстрастны. Ропот, самость и нелюбовь могут погубить нас в бесплодных песках пустыни. Есть и враги, искушающие нас остановиться. Но движение на этом пути ведёт к жизни, а остановка несёт смерть. Само слово «пасха» означает «переход». Поэтому с такой неудержимой силой совершается в день Воскресения Христова Пасхальный крестный ход, который мы совершаем всей Екатеринбургской митрополией, стремясь явить максимально полное единство верующих во Христа Воскресшего. Никто из желающих свободы от греховного плена мысленному фараону не остаётся в этот день дома. Потому что для ленивых и отставших море не расступится во второй раз. На этом пути, под водительством не Моисея, но Самого Христа Воскресшего, с нами будут и пламенные столпы хоругвей, и облачные столпы святых мощей, и Божественный Крест Христов, для прообразования которого Господь повелел Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и, если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21,8). С этим победным знаменем сравнивает Себя Сам Христос, говоря: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–15).
Радостный Пасхальный переход царственного народа Божия не развлечение или только утешение общением, а возможность благодатной силой Божией участвовать и в величественной Славе Синайского Откровения, и в радостном исходе Адама из опустошаемых адовых глубин, но даже и в победоносном шествии спасённых душ, призываемых Творцом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). В это веруя и в Церкви находясь в освящённом литургическом времени, более точно называемом вечностью, мы собираемся вместе, как апостолы Христовы, некогда ангелами собранные со всех концов земли на Богородичную Пасху, составляем собою священное Тело Христа и самим своим существованием свидетельствуем о том, что Христос жив и Его Свет так и не был объят тьмой. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Апок. 1, 17–18) – говорит Победитель смерти Христос. Неся с собою свидетельства Воскресения Христа Жизнодавца, оживотворяя пространство нашего города и его области, мы хотим принести жизнь и в самое его сердце – место главного храма Екатеринбургской митрополии, собора во имя Святой Великомученицы Екатерины. Пусть Благодатный Огонь, который по милости Божией мы ожидаем и который надеемся принести на место строительства кафедрального собора града святой Екатерины, попалит в наших сердцах всё злое и ожесточённое, всё равнодушное и богопротивное. Пусть мир и согласие воцарится в нашем городе, который так нуждается в правде и братской любви. Пусть Пасхальная радость позволит нам прочувствовать единение и любовь, и, обняв друг друга, мы назовём каждого братом и сестрой и в духовном ликовании паки и паки воскликнем:
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Екатеринбург, Пасха Христова, 2019 год