«Веселогорский монастырь» — доклад иерея Сергия Комарова на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях
29 и 30 января, в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, состоялись секции, посвященные проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви и роли старого обряда в жизни Русской Православной Церкви. В мероприятиях принимал участие клирик Нижнетагильской епархии, настоятель единоверческого храма во имя Архангела Михаила города Верхний Тагил иерей Сергий Комаров.
Конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»
В среду, 30 января, в Красном зале соборного храма Христа Спасителя, под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Куратором мероприятия выступил руководитель Патриаршего центра по древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, доктор теологии, протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.
На мероприятии было выслушано 9 докладов, в том числе и представителя нашей, Нижнетагильской епархии — иерея Сергия Комарова, который выступил с докладом на тему «Веселогорский монастырь», который вызвал глубокий интерес слушателей, а также и редактора журнала «Русский дом».
Архимандрит Ахила (Шахтарин), духовник Киево-Братской иконы Б-цы единоверческого жен. монастыря под Киевом УПЦ (МП), Александр Максимович Гнып, ключарь Людмиловского единоверческого прихода С-Петербурга и окормляющий данную общину — иерей Сергий Комаров
Веселогорский монастырь получил своё название от географического объекта – Весёлые горы, массива, части хребта Среднего Урала, протянувшегося с юга на север от Верхнего до Нижнего Тагила. Его длина составляет примерно 40 вёрст. Происхождение названия «Весёлые», имеет смысл «радующие, красивые, веселящие». И действительно, горный массив притягивает своей сокровенностью, красотой. Кроме того, с вершин гор стекает множество горных ручьёв и небольших рек, в которых водится рыба. А кедровые леса, произрастающие вблизи гор, дают питательный орех, не говоря уже о разнообразии грибов и ягод. В недрах Весёлых гор множество полезных ископаемых: железной и медной руды, малахита, драгоценных камней; по ручьям и логам можно намыть и благородные металлы: серебро или золото.
В период освоения Среднего Урала старообрядцем – заводчиком Никитой Демидовым, возникла проблема нехватки квалифицированной рабочей силы; и по указу Петра I, Демидову было разрешено принимать «всякого люда» на обустройство своих заводов.
С этого времени Уральские заводы стали заселяться приверженцами старого обряда. Вместе с ними на уральских горах появились и монастырские кельи переехавших в основном с керженских лесных скитов Нижегородской губернии.
священник Сергий Самонович Комаров
Заводчики покровительствовали старцам, благодаря которым на заводы прибывали всё новые поселенцы, ища духовного окормления. Веселогорский монастырь был устроен по принципу древних скитских поселений, что давало возможность в случае необходимости скрыться от преследования. Управлялся монастырь выборным игуменом и собором старцев. Житие иноков и послушников было самое аскетическое кельи представляли собой полуземлянки с очагом из камней, топившихся по-чёрному. Имелись и запасные кельи, на случай беспокойства незваных гостей. Поэтому их житие было не каждому под силу, да и добывали съестные припасы иноки самостоятельно, уповая на милость Божию.
Просуществовал монастырь с начала XVIII до середины XIX века. В последствии, условия жизни стали меняться, но скитское направление оставалось неизменным. Существующий в то время монастырь, имел беглопоповскую структуру, но когда на Среднем Урале стало развиваться единоверие и разрешаться старообрядческое священство, необходимость в оном отпала. Хотя отдельные черноризцы – скитники селились в лесах до прихода советской власти. По историческим данным, на период начала XX-го века насчитывалось около 50-ти старцев и стариц, живущих на Весёлых горах. Все они были в основном старообрядцами часовенного согласия.
Сколько всего подвизалось иноков за период существования монастыря – доподлинно неизвестно, но их могилы были расположены по всей площади Веселогорского монастыря. Многие лесные объекты называются по имени скитников: «У Лаврентия», «У Феодосия», «У Павла», «У Григория», «У матушки Матрёны» и т.д. Наиболее почитаемыми являются могилы 4-х старцев, которые жили примерно в одно и то же время, но в разных местах.
Инок – схимник Максим был родом из Ногайских татар. Ещё в малолетнем возрасте, в 1724 году был пленён и поступил в услужение некоему барину, где был крещён и наречён именем Михаил. Познакомившись со старообрядцами, Михаил отлучился и прибыл на Урал, в Тагильские заводы, где в 1729 г. был принят в скит с именем Максим. В последствии, по смерти бывшего игумена, по общему согласию, был избран игуменом на долгое время. Схимник Максим был весьма грамотен и научен книгам. По просьбе старообрядцев ездил в Москву, для розыска священства и наводил справки о грузинских землях, что оказалось небезрезультатным. Им была составлена книга «Цветник собраний от Святых Писаний» на 175 листах в рукописных вариантах. Один из экземпляров хранился в Белогорском монастыре, миссионерской библиотеки 5 отдела под №36 и использовался для обращения старообрядцев – беспоповцев в лоно вселенского Православия.
После разорения Белогорского монастыря в 1918году, книга была спасена и в наше время с неё сделана ксерокопия. Скончался инок Максим в 1782 году, 27 мая. Его могила находится на действующем кладбище посёлка Карпушиха, вблизи Верхнего Тагила. Инок Григорий, в миру Гавриил Сергеевич Коскин, родом из Невьянского завода, был иконописцем. По преданию, большую часть своих икон написал на вершине горы, откуда открывается неописуемый вид на окрестные леса, горы и посёлки. Скончался старец в конце XVIII века. Его могила расположена на поляне, рядом с горой, на которой подвизался. Вблизи могилы, сохранился источник чистой родниковой воды.
Об иноке Германе известно, что он вёл строго – аскетический образ жизни. Умер во второй половине XVIII века.
Инок Павел убиенный — самый почитаемый подвижник, несмотря на то, что умер позднее других, а именно – в начале XIX столетия. По преданию, старец летом и зимой жил в небольшой пещере. Ещё при жизни, инок предвидел свою мученическую кончину, завещая похоронить себя на месте смерти.
Паломничество к могилам старцев, началось со второй половины XIX века, когда в среде старообрядцев – беглопоповцев началось разделение на единоверцев, часовенных и белокриницев. Каждый хотел заручиться преемственностью, для всех могилы старцев были до’роги.
После объявления манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, паломничество на весёлые горы массово увеличилось (доходило до 15 тыс. человек), основную часть паломников составляли старообрядцы часовенного согласия. Ходили на «горы» (но в разное время) и единоверцы. Согласно источнику «Пермских губернских ведомостей» от 1909 года писалось, что «в настоящее время, земля под могилами, площадью в 5 десятин под каждой, была выделена из посессионных участков и отдана в собственность верхнетагильскому старообрядческому обществу» (преемниками которого мы являемся). По обращению в пермский архив, документ не был найден, возможно, он был уничтожен в советское время. Последнее массовое паломничество на Весёлые горы прошло в 1930 году, которое снималось на кинокамеру. После сего, были проведены массовые аресты органами ОГПУ с обвинением в антисоветской деятельности.
Следующее массовое гонение на паломников проводилось в 50-е годы XX века, когда по распоряжению партийных властей могилы старцев разрушили, а верующих разогнали, но тропа не заросла.
Свободное посещение весёлых гор началось с 90-х годов XX века. Сейчас, интерес и паломничество к могилам старцев возрастает с каждым годом, и не только среди старообрядцев.
Подведя итоги можно сказать, что Веселогорский монастырь сыграл большую духовную роль в развитии Урала и Зауралья. Старцы своим жизненным примером и молитвой окормляли население заводов. Благодаря их проповеди коренные народы: вогулы, остяки и зыряне, а также пленные шведы, поляки и пруссы крестились и принимали русскую веру и обычаи.
Монастырь стал носителем Русской цивилизации, нестяжания, примирения и жертвенной любви.
Мир держится на молитве праведников, этих праведников Господь собрал в нерукотворном монастыре Весёлых гор.
Предлагаем вашему вниманию документальный фильм «Тропа староверов», снятый в 1995 году режиссером Аркадием Морозовым.