История одной старинной фотографии
В начале декабря в Скорбященском женском монастыре открылся духовно-просветительский краеведческий проект для младших школьников «Вглядываясь в историю» (см. http://ntobitel.cerkov.ru/2018/12/11/o-nevyanskom-trakte-monaxax-i-suxarikax/). С 19 декабря по 16 января в Скорбященский женский монастырь несколько раз приходили дети – ученики 2–4-х классов. Повод был особым: после ознакомительной экскурсии по обители в классе воскресной школы на первом музейном уроке мы обратились к самым истокам – ко времени закладки первого камня кладбищенской церкви и основания Скорбященской богадельни.
На занятии «История одной старинной фотографии» ребята узнали о том, как в 1855 году на место будущего монастыря пришел архимандрит Израиль и освятил его камнями, привезенными из Иерусалима; познакомились с решением тагильского купца Ивана Ивановича Сергеева выделить деньги на строительство кладбищенской церкви и с 14-ю женщинами-подвижницами, поселившимися здесь через 20 лет после начала строительства храма.
Содержание встречи с детьми организуется вокруг тем человеческой судьбы и нравственного выбора человека. Ключевые слова в вопросах, обращенных к детям: зачем? почему? Почему батюшка Израиль, несмотря на преклонный возраст, немощи и болезни, совершил трудное путешествие в 2000 км из расположенного в Новгородской земле Отенского монастыря в Нижнетагильский завод? Старшие дети, объясняя мотивы его поступка, рассуждали более серьезно: говорили о долге и ответственности. А может, это тайна Божия, и нам объяснить это невозможно. Учащиеся еще не умеют работать с картами, и педагоги помогли найти Великий Новгород, поблизости от которого находилась эта мужская обитель, и поселок Нижнетагильский завод на Урале. Ребята, как когда-то это сделал отец Израиль, пытались выложить из камней православный крест, и не у всех с первой попытки получилось это сделать правильно.
Почему купец Иван Иванович Сергеев жертвует перед смертью значительную сумму денег – 2500 рублей (при цене коровы 5 рублей) на строительство кладбищенской церкви? «Позаботиться о душе», «душу спасти» – ключевые понятия духовно-просветительского проекта «Вглядываясь в историю», и каждый раз они будут наполняться новым конкретным смыслом.
Потом дети коллективно составляли из фрагментов генеалогическое древо господ Демидовых, постигали смысл девиза на родовом гербе владельцев уральских заводов — «Acta non verba» («Не словами, а делами»).
Фрагмент генеалогического древа Демидовых ребята составили все вместе
Осмысляли русскую пословицу «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Как могло случиться, что Павел Павлович Демидов за один вечер проиграл в Монте-Карло 600 тысяч рублей – сумму доходов уральского платинового завода за 10 лет его работы? Узнали о понятии «грех», «страсть». В чем грех Павла Павловича – праправнука основателя тагильского железоделательного завода? Что делает с человеком страсть? Некоторые ребята верно определили, что игра на рулетке – азартная игра, когда в эгоизме человек не может ни о ком думать, а только о возможном выигрыше, а рядом с эгоизмом под руку идет безответственность, обрекшая тысячи рабочих и членов их семей на многолетнее нищенское существование. На одном из уроков прозвучала мысль о безумной и бездумной растрате чужого труда.
Важнейший вопрос, обращенный к детям, разбирается не теоретически, а через живую жизненную ситуацию: можно ли такой грех загладить? Оказывается, можно – через богоугодное дело и молитву. История Нижнетагильского монастыря – тому подтверждение.
Павел Павлович Демидов пожертвовал всего две десятины (чуть более 2 гектаров) земли под будущий монастырь – и благодарные женщины стали молиться за своего благодетеля, о чем свидетельствует наименование богадельни в его честь в 1894 году. Тянула родная русская земля. Павел Павлович умер в Италии на своей вилле Сан-Донато, но похоронен был в Нижнем Тагиле в родовой усыпальнице – Выйско-Никольском соборе. Кто за тебя будет молиться после смерти? – это касается каждого человека.
Из лексических фрагментов дети сложили имена первых сестер богадельни, которые поселились рядом с кладбищенской церковью: Марии Навзоровой, Юлии Балаханцевой, Марии Шмаковой, Аполлинарии Кузнецовой, Прасковьи Тянкиной, Марии Бородиной, Марии Белоусовой, Евдокии Пригориной, Евдокии и Марии Проскуряковых, Анны Кожевниковой, Клавдии Шадриной, Дарьи Грязновой, Афанасии Суходоевой, мечтавших о монашестве. Почему в истории запечатлелись имена простых крестьянок? – это уже вопрос не для детей, а для взрослых.
Внутренняя тема первого занятия – как человек относится к деньгам, которые дает ему Господь. На что их потратили герои урока? Один – на храм Божий, др. – можно сказать, «пустил по ветру». Сколько храмов мог построить П.П. Демидов на сумму проигрыша? — нехитрая задача для начальной школы, и выясняется, что 240-мя храмами была бы украшена уральская земля.
Как и в каждом монастыре, так и на музейном уроке были свои летописец и звонарь. Летописцы Раван Гырхларов, Камилла Шабанова, Екатерина Леконцева, Глеб Бабушкин сначала учились молчать, когда хочется отвечать, и терпеть, а потом подвели итоги уроки, а звон с урока подавали Никита Пономарев, Яна Кузнецова, Юлия Бондаренко, Эрик Махитарян, Диана Ардашева, высказавшие во время обсуждения самую мудрую мысль: верно объяснили мотивы поступков человека. Дорогого стоят детские мысли:
«Дела не пропадают зря» (Раван Г.);
«Его грех обездолил рабочих и их семьи» (Никита П.);
«Крест останавливает время» (Яна К.);
«Он так любил Бога, что отдал деньги на храм, чтобы в нем могли молиться люди» (Диана А.).
Скорбященский женский монастырь