Крестный ход на Ганину Яму. Впечатления участников
В ночь на 17 июля, в Екатеринбурге состоялся Крестный ход в честь Царственных Страстотерпцев – семьи Романовых. Десятки тысяч паломников из разных уголков России и других стран собрались этой ночью в Екатеринбурге, чтобы пешком преодолеть путь в 24 километра. Крестный ход повторяет исторический путь, по которому 95 лет назад везли останки императорской семьи.
От храма преподобного Максима Исповедника в Екатеринбург на Крестный ход, на автобусе отправилась группа паломников в количестве 22 человек, чтобы почтить память членов семьи последнего российского императора. Пока ехали, вслух читали акафисты Пресвятой Богородице и святым Царственным страстотерпцам.
К Храму-на-Крови наш автобус прибыл примерно в 22:00. До Божественной литургии ещё было достаточно времени чтобы зайти в храм, приложиться к иконам и просто походить, посмотреть. Первое, что увидели — это большое количество паломников, которые разместились вокруг Храма-на-Крови. Они группами сидели или лежали на близлежащих газонах, разложив вещи и привезенные с собой иконы — преимущественно Царя Николая. Тут же они готовились к предстоящим событиям, кто исповедуя грехи у священника, а кто-то читая молитвы. Многие приехали из далека. Были паломники из всех уголков России, бывших республик Советского Союза и из других стран.
Познакомились с паломником по имени Рафаил. Он из Армении, город Эчмиадзин. Рафаил сделал из дерева крест и ездит с ним по всей России. Мы только не совсем поняли зачем он ездит с крестом. Он показал нам фотографии своих паломнических поездок.
Увидели одного дяденьку, который ходил с большим деревянным крестом и всех «благословлял». Желающих «благословиться» у него было много, но у нас почему то такое желание не возникло.
Второе, что поразило — большое количество исповедующихся людей. Везде, где только можно, в храме и на улице стояли небольшие аналои и все желающие могли исповедоваться. Некоторые паломники из нашей группы тоже исповедались и причастились. Порадовало, что везде были установлены указатели. Очень удобно и всё понятно.Вообще порадовала организация быта паломников. На территории Храма-на-Крови было установлено большое количество биотуалетов и мусорных баков. Стояли палатки в которых были камеры-хранения. Можно было бесплатно покушать каши с мясом из полевой кухни и попить горячего чая, что мы и с удовольствием сделали.
Зашли в Патриаршее подворье — оно расположено рядом с Храмом-на-Крови и в нем находятся храм и музей.
Зашли в Храм-на-Крови — везде было большое количество паломников, которые сидели прямо на полу вдоль стен. Почти у каждого в руках или на груди образ Царственных страстотерпцев. Здесь как и на улице тоже было установлено много аналоев и все желающие исповедовались.
На специально установленном помосте под открытым небом возле Храма на Крови был сделан алтарь. Перед помостом были установлены иконы, которые как я понял, должны были участвовать в Крестном ходе. К иконам можно было приложиться. Здесь была Табынская икона Божией Матери, которая 23 июня 2012 приезжала с Крестным ходом в наш храм. А вот под большой иконой Царя Николая надо было ещё проползти. Оставшееся до литургии время мы решили полежать на траве и набраться сил перед Крестным ходом.
В полночь началась Божественная литургия, которую совершил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий и духовенство Екатеринбургской митрополии. Рядом с Храмом-на-Крови были установлены два больших монитора на которых можно было смотреть прямую трансляцию литургии из алтаря. Прямую трансляцию вел православный телеканал «Союз».
Ближе к концу Божественной литургии участники ночного Крестного хода начали выстраиваться в колонну. Впереди встали хоругвеносцы, за ними казаки с иконами, затем духовенство. Мы сфотографировались перед началом Крестного хода.
В 2:45 огромная толпа людей пришла в движение в сторону проспекта Ленина. Чтобы толпа шла ровно, казаки, следившие за безопасностью на мероприятии, старались сдерживать всех в основной колонне.
Маршрут Крестного хода: ул. Толмачева – пр. Ленина – Верх-Исетский бульвар – ул. Кирова – ул. Бебеля – ул. Техническая – ул. Решетская – Железнодорожный лесопарк – пос. Шувакиш – урочище Ганина Яма.
Всё время Крестного хода участники пели Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» Причем пели по очереди — мужчины и женщины. Получалось очень красиво! Шли целыми семьями, даже с малышами, начиная с 5 лет. А некоторых детей родители везли в коляске на протяжении всего пути. Было очень много молодых людей. Приехали и люди преклонного возраста, однако они также преодолели путь длинною 24 км, преодолевая усталость. Некоторые ехали на велосипедах. Я видел несколько немощных людей шли. Обувь на Крестный ход все старались одеть удобную и прочную. Но я видел — одна женщина шла в сланцах-шлепанцах резиновых, желтого цвета. Мы её обогнали, и я не знаю, смогла она в такой обуви дойти до Ганиной Ямы или нет. А в основном большинство шли в кроссовках. С нами рядом шла Катя Кошкарова — племянница Светланы Алексеевны Вейсгейм. Катя шла в легких ажурных тапочках и я как-то сомневался сначала в практичности такой обуви. Но Катя шла быстрее нас и чтобы не потеряться, она даже останавливалась и ждала нас. И прекрасно дошла до Ганиной Ямы. Я лично шел в кожаных берцах — это такие высокие ботинки на шнурках. Потом я пожалел, что одел берцы — я намозолил в них ноги. Почти вся дорога — асфальт, лишь в поселке Шувакиш около километра шли по каменистой грунтовке.
Мы спросили у одного парня из службы Милосердия: много ли людей к ним обращаются. Он сказал, что их группа уже семь человек спасла. Одна женщина запнулась за рельсы, упала и сломала плечо, её отправили на скорой в больницу. А остальным по мелочам помогли: у кого вывих ноги, у кого давление высокое. Рядом с нами Крестным ходом некоторое время шел сам руководитель службы Милосердия протоиерей Евгений Попиченко в красивой красной накидке поверх рясы и в фиолетовой камилавке. Потом он нас обогнал.
На выходе из Екатеринбурга стояла грузовая машина и участникам Крестного хода раздавали воду. Мы взяли несколько бутылок воды Аква-минерале без газа.
Самые трудные были последние километры. Перед поселком Шувакиш стоит указатель, что до Ганиной Ямы 5 километров. Так вот эти 5 километров показались нам как будто 10 километров. А может быть знак неправильно указывает расстояние, я не знаю. Но было тяжело — ноги уже налились тяжестью и передвигались с трудом.
Когда шли через Шувакиш, встретили отца Сергия Алахтаева! Он стоял на обочине, на камне, и его было видно хорошо. Мы очень обрадовались ему, подошли взяли благословение и обнялись с ним. Отец Сергий сказал что ждет свою маму — она идет Крестным ходом и отстала. Ещё отец Сергий сказал, что приедет в Краснотурьинск после 20 июля. Сфотографироваться с ним не получилось — времени не было, да и как то не подумал я достать фотоаппарат.
В монастырь на Ганиной Яме я, моя супруга и Валерия Макеева пришли около 7 утра. 24 километра позади. Это серьезное физическое испытание, но люди стараются не говорить об усталости. Когда зашли через ворота в монастырь — сразу увидели Сашу Конашина. Он пришел раньше нас минут на 20.
Краснотурьинцы дошли до Ганиной Ямы все. В нашей группе шла паломница, прихожанка нашего храма Екатерина Александровна Коркодинова, ей 65 лет. Оказывается, Екатерина Александровна не знала что длина пути Крестного хода 24 километра, она думала что около 5 километров. Хотя об этом всех предупреждали заранее. Но она дошла до Ганиной Ямы! Молодец!
Большинство участников Крестного хода сразу падали на траву и отдыхали, кто-то просто спал. Некоторые паломники ходили по территории монастыря. Я лично лежал на траве и никуда больше не ходил — просто у меня не было сил и ноги гудели.
В 9:00 наша группа выдвинулась в обратный путь — нам надо было пройти 2 километра назад в поселок Шувакиш к автобусу. Так как автобусы на Ганину Ямы заехать не могли — дороги были перекрыты сотрудниками ГИБДД во избежание заторов и неразберихи.
В 10:00 наш автобус повёз нас домой в Краснотурьинск. Поездка всем очень понравилась. 24 километра прошли около пятидесяти тысяч человек. Зачем? Я думаю, что у каждого участника свой личный ответ.
Ефремова Елена: «Это моя вторая поездка на Крестный ход. Могу сказать, что трудно было в конце пути, но мы шли с молитвой. Молитва помогает. Я исповедалась и причастилась, и это тоже мне очень помогло и придало силы. Слава Богу!»
Проценко Ольга: «Мне всё очень понравилось! Особенно понравилась, как всё было организовано. А идти было не трудно, только хотелось спать».
Конашин Александр: «Я поехал на Крестный ход в первый раз. И Господь сподобил меня нести Табынскую икону Божией Матери, которая приезжала к нам в Краснотурьинск. Для меня это большая честь! Мы её несли с казаками — менялись по очереди, и шли с молитвой «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!». Икона и молитва давали нам силы. Мне очень понравилось! Слава Богу за всё!»
Мохова Наталья: «Я первый раз участвовала в ночной Божественной литургии и в этом Крестном ходе. Поначалу идти было легко. Я даже удивлялась — как легко идти. А последние километры дались с трудом».
Анбубакирова Анна: «Мне очень понравилось! Меня поразил масштаб — не думала, что увижу так много верующих православных людей. Десятки тысяч людей! На последних километрах Крестного хода у меня как бы открылось второе дыхание».
Бушуева Наталья: «Давно хотела идти Крестным ходом в покаяние и честь Царя нашего Батюшки, Великомученика и Искупителя народа российского, и Его Семьи, зверски замученных врагами Святой Руси. Очень впечатлила многотысячная нескончаемая колонна православных людей, идущих ночью по улицам Екатеринбурга и непрестанно поющая Иисусову молитву, особенно семьи с маленькими детьми в колясках. Причем, я не слышала ни плача, ни жалоб. Поразило огромное количество бабушек и дедушек, ничем не уступающих молодым, а шли мы достаточно быстро и долго в течении 5 часов. Скажу честно, мне оставшиеся 7 км идти было тяжело, но Слава Богу с помощью молитвы и того самого Русского Духа, что ощущал, наверное каждый человек, получилось».
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!