Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла
Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии
«…ибо воссиял свет омраченным и возвысил смиренных,
поющих подобно Ангелам: «Слава в вышних Богу!»»
(Стихира на литии)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Ныне Творец времени и Владыка вселенной совершает для нас чудо. Для собравшихся в Его храме, в этом гостеприимном Божием доме, Он снимает покров веков и переносит в Вифлеемскую весь. И вот мы стоим со страхом на Святой Земле, а перед нами тёмная пещера. В пещере на соломе Ребёнок, рядом с ним юная Дева. Если ты труженик, проводящий ночи в работе без сна, – приклони колена вместе с пастухами. Если у тебя есть сокровище добродетели: золото страха Божия, ладан молитвы или смирна воздержания – приноси их вместе с волхвами. Если есть у тебя чистота ангельская, – пой с Небесным воинством славу Снисшедшему Богу. Даже если ты пуст и колюч как солома, – постарайся хоть как-нибудь согреть Христа. Но если ты жесток и самовлюблён как Ирод – бойся, ибо этот Младенец смирит твою гордыню и уничтожит всё то, в чём ты полагал своё тщетное упование.
Долгожданные пророчества о грядущем Мессии исполнились так странно – не в царских палатах, не в семье могущественных людей, не в блеске и славе земного величия. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27). Юная Дева Мария, Сама ещё совсем ребёнок, отданная на попечение хотя и доброму и благочестивому старцу Иосифу, но который всё же не был для Неё ни вполне мужем, ни родным отцом, – Она в ужасающих условиях нищеты рождает Богомладенца Христа. Она сполна испытала что это за чувство, когда никто из окружающих не просил Её рожать и уж точно никто ничего не был должен Её Младенцу. Она оказывается не с сильными мира сего, которым все обязаны, а с малыми и униженными, которые трудом своих рук добывают ежедневный кусок хлеба. Она была вместе с теми, кому никто ничего не должен. Настолько, что Сама повивает Младенца, не имея обычных в таких случаях помогающих. Видя труд Пресвятой Девы и равнодушие к нуждам молодой Матери со стороны окружающих, нам должно быть страшно обидеть тех, к кому первым явился Сам Господь Бог. Святитель Иоанн Златоуст взывает: «Страшитесь – вы, которые обижаете бедных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они <бедные> имеют оружие, которое сильнее всего, — воздыхания, слёзы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь Небесную». И если сильные мира сего унижают ваших детей, презирают вас самих, то вы сделайте наоборот. Придите со службы домой и нежнее обнимите ваших детей. Матери, расскажите детям, как вы мечтали о них, с каким трепетом вынашивали, как радовались их первым шагам и первым словам. Расскажите им, как вы их любите и как они бесконечно ценны и неповторимы – для вас, для Бога. Супруги, ещё раз признайтесь друг другу в любви в этот Рождественский светлый день. Друзья, соседи, близкие и дальние, знакомые и малознакомые – каждому пусть в Рождество напомнят, что он дорог и бесценен, потому что всех нас возлюбил ныне Родившийся Богомладенец, земной путь Которого начался в кротости.
«Смирение есть риза Божества», говорит преподобный Исаак Сирин. И нам, сошедшимся ныне для прославления Смиренного Бога, надо облечься в эту Божественную одежду. Зачем это нужно? А потому, что, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, «Бог сошёл на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтобы в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное». Сколько дел Господь творит, чтобы показать нам опасность превозношения. И примером Своего Рождения, и примером жизни Своей Пречистой Матери; затем предлагает нам в пример Себя Самого, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Нам очень опасно забвение того, что именно эти качества являются отличительной особенностью истинного христианина. Горько обличает нас преподобный Макарий Великий, говоря: «Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься». Сколько бед приносит несмирение. Сначала оно поражает самого гордеца, оно нещадно мучит его, лишает разума и душевной красоты. Но затем начинается самое страшное. Гордость и несмирение одного человека выплёскиваются в окружающий мир и поражают всё, что ему подвластно. Горе, если этому человеку подвластно многое. Агрессия и злоба будут чадами несмирения ещё более чудовищными, чем мать-гордость. На этой ужасной почве возрастают все разделения, ереси и расколы. Как свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник: «Невозможно пламени происходить от снега; ещё более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике». Дьявол осквернил итог уходящего года ужасным деянием – попыткой заразить Тело Христово, Его Церковь раковой опухолью горделивого раскола. Лжепастыри, доселе черпавшие своё вдохновение лишь в гордости за свою, как им кажется, особую кровь и ненависти к единой канонической Церкви, – вдруг вошли в Неё не через покаяние и примирение, а через давление и интриги. Про тех, кто не через дверь смирения, сокрушения в грехах и покаяние пытается попасть в ограду церковную, Господь говорит: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин. 10, 1). Но что же делать нам, видя, что в расколе участвует Патриарх великой Константинопольской Церкви, преемник святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова и иных великих святителей? Злословить его? Обзывать Стамбульским патриархом или турецким офицером и тем самым терять христианское смирение и мир? Нет, не так. А так, как говорит преподобный Исаак Сирин: «Вспомни о падении сильных, и смиряйся в добродетелях своих». Если приобретём привычку злословить и враждовать, – потеряем смирение. Потеряем смирение – потеряем Богомладенца Христа, а вместе с тем Рождественскую радость. Да не будет этого с нами! Но лучше посрамим диавольское возбешение тем, что с ещё большим усердием возлюбим Церковь Христову, примиряющую нас со Христом в покаянии, объединяющую нас у Чаши с Его Святой Кровью, питающую нас Хлебом Жизни вечной. С ещё большим рвением очистим свои души от грехов и страстей, с ещё большей любовью будем приобретать добродетели во славу смиренного Младенца Христа, пришедшего в мир, возлюбившего каждого человека и просящего у нас лишь одного – сердца смиренного и сокрушенного, ибо только в таком сердце Он найдет для Себя тёплую колыбель и пристанище.
Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Рождество Христово 2018 / 2019 год