Образец молитвы, которую дал Сам Господь
Посреди новогодней суеты, шума, фейерверков можно найти спокойствие и тишину и не растерять приобретенное за пост. Таким местом в первый день нового года стал Библейский кружок для всех его участников.
Символично, что это занятие было посвящено молитве «Отче наш», которую в качестве образца дал Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф. 6, 9 — 13). Так как эта молитва дана Самим Богом, мы должны относиться к ней с величайшим вниманием, должны уяснить смысл каждого ее слова, порядка слов — ведь в ней заключается истина, имеющая значение для всей христианской жизни.
Участники кружка пришли на занятие с множеством вопросов, на которые ответил руководитель иерей Виталий Ярмулик с обязательным обращением к толкованиям данного отрывка архиепископа Аверкия (Таушева) и блаженного Феофилакта Болгарского.
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое»
Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Ин. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от всех лиц, всего человечества. Произнося слова «Сущий на Небесах», мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний. «Да святится Имя Твое» значит: Да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими Имя Божье.
«да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;»
Да придет Царство Твое — то есть Царство Мессии Христа, о котором мечтали иудеи, неправильно, правда, представляя себе это Царство; но здесь мы молимся, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе — то есть пусть все свершается по всеблагой и премудрой воле Божьей и пусть мы, люди, так же охотно исполняем волю Божью на земле, как исполняют ее ангелы на небе.
«хлеб наш насущный дай нам на сей день»
Значит, дай нам на сегодня все, что необходимо для тела; что будет с нами завтра, мы не знаем, мы нуждаемся только в «насущном» — то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования.
«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
Эти слова поясняются св. Лукой в его Евангелии (Лк. 11:4) так: «И прости нам грехи наши». Грехи — это наши долги, потому что, греша, не исполняем мы должного, а потому становимся должны Богу и людям. Под долгами следует также понимать всё то доброе, что мы могли бы сделать, но не сделали — по своей лени или самолюбию. Таким образом, понятие долги шире понятия грехов, как прямых нарушений нравственного закона. Просьба о прощении долгов с особой силой внушает нам необходимость прощать нашим ближним все причиненные нам обиды, поскольку, не прощая другим, мы не смеем просить Бога о прощении наших долгов перед Ним и не смеем молиться словами молитвы Господней.
«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
И не введи нас во искушение — здесь мы просим Бога оградить нас от падения, если испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо. Но избавь нас от лукавого — от всякого зла и от виновника его — дьявола. Молитва заканчивается уверенностью в исполнении просимого, так как все в этом мире Богу принадлежит: вечное царство, бесконечное могущество и слава. В переводе с еврейского слово «Аминь» означает «Так, действительно, истинно, да будет» . Оно произносилось молящимися в синагогах в подтверждение молитвы, произнесенной старшим».
В этой молитве есть и призывание, и славословие, и прошение, и покаяние, в ней все соединено. А мы, уяснив смысл каждого слова, которые отображают все человеческие нужды, чаяния и стремления к спасению души, будем молиться сердцем. И ждать светлого Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Следующее занятие Библейского кружка состоится 15 января 2019 года в 18-00 в Казанском мужском монастыре (г. Нижний Тагил, ул. Выйская, 32).
Приглашаются все желающие!