Покаяние через икону
Человек, склонившийся перед иконами святых, копирующий образы, держа в руке кисть и палитру — пришедший к Господу за Спасением своей души. Судьба Ивана Ваганова ни чем не отличается от других осужденных. Вот только одно отличие от остальных: в 35 лет Иван впервые оказался в местах заключения. В это время за плечами Ивана детская художественная школа (ДХШ), там он освоил первые азы художника.
– «За время учёбы в ДХШ, известный живописец увидел во мне будущего художника, начал разговор Иван, — предложил поступать в известное России Екатеринбургское художественное училище имени Шадра, в которое из тридцати человек нашей группы попал только я один. Такой был трудный конкурс на поступление, нежели в художественный институт, где на место шесть человек. В училище за время обучения занимались рисунком, живописью, композицией, историей искусств и т.д. Постигали выбранную профессию, овладению мастерством отводилась более половины всего учебного времени. Чтобы жить самостоятельно работал художником-оформителем по современной рекламе. Реклама это бизнес, приличный заработок, деньги всегда водились. Это помогло оплачивать на материалы необходимые художнику в его творчестве. Девять лет ушло только на учебу, чтобы научиться писать картины. Учили меня одни из лучших преподавателей: живописцы, архитекторы, дизайнеры выпускники Репинской Академии в Санкт-Петербурге Игорь Бушуев, Симонов (сын Константина Симонова известного русского художника), а потом я учился у Бушуева отца маоса (график), он научил рисунку, Татьяна Кисляковская и Юрий Киселёв живописи. Встречался с Пьянковым известным живописцем, Бурлаковым А.И. их было так много и я благодарен им за то, что открыли мне мир художника, научили думать и видеть всю красоту искусства. Раньше и в голову не приходило, что когда-нибудь окажусь в стенах тюрьмы, где мир построен из серых тонов и красок». — В своей жизни Иван Ваганов никого не убивал и не крал, но погубило его пристрастие к зелью. И в тюремных стенах он новичок. Но и здесь ему открылась возможность продолжить применять навыки русской живописи.
Иконы впервые начал писать уже здесь в ЛИУ-51, после посещения храма, где был удивлён тем, что и здесь есть люди не менее одарённые, украсившие храм иконами. Встречаясь в храме, со священником Олегом Мартыновым показал ему свои полотна с живописью, на что услышал нежданный ответ: «Не то пишешь, не то…». Получил предложение писать иконы. «Но я, же ещё не крещённый…?» — терзала мысль Ивана, и батюшка сказал: — «Заодно и примешь крещение, очистишься от греха, войдёшь в жизнь новую через покаяние». Иконопись — дело для Ивана новое ранее не знакомое, так он и начал писать иконы. Первая работа у Ивана выбрана не случайно, святой Пантелеимон, в честь которого носит имя храм и православная община ЛИУ-51. «Я, в душе верующий человек, взявшись за иконопись, испытал внутренний, душевный подъем. Вторую икону написал «Иисус Христос – Господь Вседержитель». Думаю, что и дальше буду продолжать заниматься иконописью, на это благословил меня наш батюшка Олег».
Выставка последних иконописных работ Ивана Ваганова, была предложена преподавателем Артуром Мадер, устроенная в классе Воскресной школы и приурочена теме: «Икона в жизни верующего человека» на занятиях обучающимся осужденным, которые дали свою оценку выставленным работам. Из основных работ Ивана Ваганова, главными на выставке стали иконы: Рождество Христово, Воздвижение Креста Господня, Крещение Господне, Преображение Господне, Святая Троица, Возведение во храм Пресвятой Богородицы рассказывающие о жизненном пути Иисуса Христа. Рассматривая иконы, останавливаюсь на одной из них, интересуюсь, что на ней изображено Иван отвечает: — «Троица называется Живоначальной, то есть началом, истоком и родником жизни, как Единодушная и Нераздельная, ибо единство в любви есть начало жизни. А мы жили во вражде, раздорах и эти разделения разрушали наши судьбы и приводили души к гибели, и ничего хорошего мы не видели. По творческому замыслу основателя Троица выражает духовное единство. История этой композиции очень длина, как и у многих других икон». Иван Ваганов — верующий человек, испытал внутренний, душевный подъем, считает полезным занятием иконопись, которая ещё является духовно-нравственным приоритетом воцерковлению и исправления. Творчество осужденного Ивана Ваганова поражает странным на первый взгляд противоречием. Художник далёк от евангельского Христа, от Голгофы, от Пречистой Девы, от всей священной первоткани христианства…. И тот же художник становится проникновенным, глубоким, когда вдохновляют его образы. Это и сделало его многим понятным, распространило его влияние: где-то в глубине души у посетителей выставки заговорил смутный голос, напомнил о давно забытом. Такие художники обыкновенно лучше чувствуют, чем выражают.
В разговоре Иван Ваганов нам говорил, что: «Знакомясь с житиями святых, иконописцы старались не упустить ни одной интересной детали. Они по-своему обрабатывали эту информацию, прежде чем класть краски на полотно. Они настойчиво искали верный образ своего героя, стремясь делать изображение хорошо узнаваемым не только в главных, но и во второстепенных деталях. Когда я начинал знакомиться из книг с историей иконописи, то узнал, что иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 — 4 вершка). А иконописные работы, бывают: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные. А также по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и прочие. И каждая икона имеет — образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников и почитается православными людьми». Икона привлекает не только редкостным сюжетом, но и своими исключительными художественными достоинствами. Художник владеет уверенным четким рисунком, тонко чувствует оттенки цветовой гаммы – от приглушенных темных тонов до контрастных пробелов, придающих особую выразительность этому замечательному образцу иконописи.
— «А мне нравятся иконы Ивана Ваганова» — говорит один из осужденных пришедших на выставку — «потому, что в них чувствуется любовь к мелодии цвета, искреннее искание оригинального стиля (пусть даже искания), благоговение перед красотой жизни, эти иконы наполнены молитвой и жизнью. В своей душе художник познал Христа». Такие отзывы о работах Ивана ещё не раз слышали от посетителей выставки. Дело покаяния совершается при посредстве следующих трёх добродетелей: очищения помыслов, непосредственной молитвы и терпения встречающихся скорбей. Эти три добродетели совершаются Иваном наружным образом и умным деланием писания икон, а иначе без них не получить спасения. Иконы художника находят сегодня место в храмах и будут служить людям долгое время.