Митрополит Волоколамский Иларион: Вся забота Церкви — о нынешнем и будущих поколениях
19 мая 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, Вы принимали участие в молебне с обращением Патриарха Кирилла к президенту Владимиру Путину в день его инаугурации. И Патриарх, и президент выделили в качестве главных черт русского народа «долг, совестливость и доброту». А вот актер Алексей Серебряков выделил в качестве главных черт характера русского народа «силу, наглость и хамство». Вовсе не доброту.
Митрополит Иларион: Думаю, в характере русского народа, как, наверное, и в характере каждого другого народа, есть как положительные, так и отрицательные качества. И для того чтобы это понять, достаточно познакомиться с произведениями Достоевского. Никто другой из русских писателей, наверное, так глубоко не раскрыл душу русского народа, как это сделал Федор Михайлович. Достоевский всегда показывает, что не только в душе всего народа, но и в душе каждого человека есть два полюса: добрый и злой. И вокруг этих двух полюсов как бы концентрируются добрые и злые качества.
Задача же Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку освободиться от своих злых качеств, преодолеть их в себе, перерасти их и развить в себе тот потенциал добра, который в каждом человеке есть от Бога. И Патриарх говорил об этих качествах не только как о каком-то пожелании к людям, но и как о качествах, которые многократно себя проявили и в истории русского народа, и в истории его лучших представителей.
Е. Грачева: То, что православные люди называют молебном, для светских людей было ритуалом. И многие в этом «ритуале», в котором принимали участие Патриарх и президент, увидели сращивание Церкви и государства. И многие задаются вопросом: в последние десятилетия — не только при Владимире Путине, но и при президенте Ельцине — не сложились ли какие-то особые близкие отношения между Церковью и государством?
Я приведу пример. Многие вспоминают, как на отпевании Бориса Ельцина его поминали по имени и отчеству — по образцу того, как это делали на службах в отношении государя в дореволюционной России.
Митрополит Иларион: Конечно, за последние годы, я бы сказал, за последнюю четверть века, сложились конструктивные и добрые отношения между Церковью и государством. И это проявляется не только в ритуальной части, но, прежде всего, в том, что совместно удается делать Церкви и государству. А удается очень многое. Возьмем простой пример: возрождение Церкви за последнюю четверть века, строительство новых храмов, новых монастырей. В абсолютном большинстве случаев никаких специальных дотаций от государства не было. Но государство создавало благоприятные условия для того, чтобы бизнес вкладывался в реставрацию церквей, чтобы меньше препятствий встречали представители Церкви, и таким образом при содействии государства без какой-либо прямой финансовой помощи удалось за 25 лет восстановить более 25 тысяч храмов в масштабе всей Русской Церкви.
Если говорить о молебне после инаугурации президента, то эта традиция была заложена в 2000 году при первой инаугурации Президента Путина. И здесь, с одной стороны, подчеркивается отделение Церкви от государства, поскольку сама церемония инаугурации носит светский характер. Наш президент приносит присягу не на Библии, а на Конституции. Патриарх присутствует, но не выполняет на инаугурации никаких специальных функций. Как это, кстати, было при президенте Ельцине, когда там же в зале, где проходила инаугурация, Патриарх благословлял новоизбранного президента. А сейчас эти два события разведены. Проходит инаугурация, где собираются гости, а затем президент идет в Благовещенский собор, где возносится молитва Патриарха о президенте, и Патриарх дает напутствие президенту, в котором он расставляет самые важные акценты, связанные с ожидаемыми от президента действиями и решениями.
Е. Грачева: Но все-таки с точки зрения Церкви, в чем отличие между президентом и царем? Вообще оно должно быть? Оно есть?
Митрополит Иларион: Царь помазывается на царство, и чинопоследование помазания на царство очень напоминает церковные Таинства, то есть это благословение Церкви, которое дается царю один раз при его вступлении на престол; оно подобно миропомазанию, совершаемому над всяким новокрещеным человеком, но смысл его другой. Этот обряд унаследован еще от ветхозаветных царей, которые помазывались на царство.
В случае с президентом этого ничего не происходит, потому что президент избирается на определенный срок. Этот срок может быть продлен, но все-таки это не пожизненная должность. И мандат у президента отличается от мандата царя. У президента нет абсолютной власти. Исполнительная власть в нашем государстве уравновешивается законодательной властью, тогда как в абсолютной монархии средоточием всех ветвей власти является монарх. С этим связано и то, что президент получает благословение от Церкви как верующий человек, как православный христианин, но это вовсе не помазание на царство.
Е. Грачева: Многие задаются вопросом: почему в своем приветственном слове к президенту в своем обращении Патриарх сделал особый акцент на молодежи? Многие это связали с несанкционированной акцией «Он нам не царь», которая прошла незадолго до инаугурации. Кто-то провел параллель с государственной политикой. Владимир Владимирович проводил очень много встреч с молодежью за последний год. Мы об этом неоднократно говорили. Почему молодежь? Почему об этом говорил Патриарх?
Митрополит Иларион: Многие ведь воспринимают Церковь, прежде всего, как хранительницу прошлого. Церковь ассоциируется с традициями, с ритуалами. Очень часто говорят, что Церковь играет в обществе важную роль, потому что она позволяет сохранить традиции или возродить традиции. Но смысл существования Церкви не в том, чтобы сохранять традиции.
Церковь — это не музей. Церковь обращена не столько к прошлому, сколько к будущему и к настоящему, конечно. Церковь укоренена в прошлом, и Церковь всегда говорит о том, что те болезненные разрывы с прошлым, которые происходили, например, в истории нашего Отечества (достаточно вспомнить революцию и весь послереволюционный ужас, который захлестнул нашу страну), пагубным образом сказываются на стране, на народе и на каждом в отдельности. Поэтому Церковь черпает свои силы из традиций, из прошлого, но Церковь обращена к настоящему и к будущему. И вся забота Церкви — о нынешнем и о будущих поколениях. Неслучайно Патриарх поделился с новоизбранным президентом своими мыслями именно о молодежи. Этой теме он придает особое ключевое значение.
Е. Грачева: Владыка, Патриарх Кирилл посетил Албанию. Какова была цель визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в исламизированную страну? Я не могу, конечно, не спросить: поднимался ли вопрос предоставления автокефалии на Украине во время этого визита?
Митрополит Иларион: Впервые в истории московский Патриарх посетил Албанию. В Албании существует Православная Церковь, которая имеет исторические корни. Есть даже предание, что на территории Албании проповедовал апостол Павел. Но во времена коммунистического диктаторского режима Энвера Ходжи Албанская Церковь была полностью уничтожена.
Албания была единственной в мире страной, где любые проявления религии были официально запрещены, то есть при Ходже были снесены все храмы, а те, которые остались, были переоборудованы под другие цели. Были уничтожены мечети, было расстреляно или репрессировано все духовенство. И в течение нескольких десятилетий албанцам было официально запрещено исповедовать любую веру.
Когда пал коммунистический режим, а это произошло в 1991 году, то в Албанию был направлен нынешний глава Албанской Церкви, чтобы в буквальном смысле с нуля создать там Церковь. И за прошедшие годы там было отстроено и восстановлено из руин множество храмов, открылась духовная академия, сейчас есть несколько монастырей.
Наш Патриарх знаком с Архиепископом Албанским Анастасием с 1968 года, то есть они дружат уже полвека. Конечно, Архиепископ Анастасий много раз приглашал Патриарха Кирилла в Албанию. А поскольку Патриарх объезжает Поместные Церкви в соответствии с диптихом (официальным порядком Церквей), и практически все Церкви он уже объехал, то, как раз Албания и оставалась той Церковью, которую Патриарх еще не посетил.
Это было очень сердечное общение глав двух Церквей. Они, конечно, вспоминали прошлое, но и много говорили о будущем. Конечно, была затронута тема предоставления автокефалии Украинской Церкви — инициатива президента Украины П. Порошенко, которая сейчас активно обсуждается. Патриарх ясно рассказал Албанскому Архиепископу, что с инициативой по предоставлению автокефалии к Патриарху Варфоломею обратилась не Украинская Православная Церковь, а две группы раскольников. Эту информацию не все в Албании знают, не все ее знают в Греции. И очень важно сейчас, чтобы наши партнеры в православном мире это хорошо понимали.
Е. Грачева: Владыка, еще об одном визите Патриарха, о котором мы не можем не сказать в программе, — его поездка в Кемерово. На сороковой день он встречался с родственниками погибших. Какие слова нашел Предстоятель Русской Православной Церкви для них? И что вообще можно сказать людям, потерявшим самое драгоценное, особенно тем, кто потерял своих детей?
Митрополит Иларион: В такой ситуации трудно что-то сказать человеку, нельзя найти слова, которые человека утешат. Что можно сказать, когда к Патриарху подходит человек и говорит: я в этой трагедии потерял жену, троих детей и еще несколько родственников… Но Патриарх находит для каждого человека то слово, которое позволяет тому выйти на определенный уровень в своей жизни и в своем переживании.
«Прошло сорок дней, для вас это боль, это горе, которое будет долго сохраняться, эта боль, может быть, никогда не утихнет, но вам нужно научиться жить снова, вы должны понять, что ваша жизнь не закончилась. Вы не должны оставаться заложниками и жертвами этой боли, вы должны найти в себе силы ее преодолеть и начать жизнь заново», — может быть, это самое важное, что Патриарх говорил людям, потерявшим своих близких. И Вы знаете, для многих людей эти слова послужили облегчением. Потому что человек, когда он оказывается в такой ситуации, может настолько погрузиться в свою личную трагедию, в свое личное горе, что просто потеряет интерес к жизни, он может надломиться психически. И здесь слово пастыря, а Патриарх именно с таким пастырским словом обращался к этим людям, может иметь очень сильное действие и очень сильный эффект. И именно это произошло в Кемерово.
Е. Грачева: Пришла новость о том, что в Тверской области Федеральная налоговая служба начала проводить настоящие рейды по категории предпринимателей малого бизнеса, которые пока никак не регистрируют свой бизнес. Это фотографы, кондитеры, дизайнеры, косметологи. С поличным был взят один кондитер, была контрольная закупка. С одной стороны, это законное требование налоговой службы о взыскании причитающихся налогов с прибыли, но, с другой стороны, самозанятые граждане и есть зарождающийся средний класс. Как Вам кажется, насколько суровыми к ним должны быть налоговики? И много ли индивидуальных предпринимателей среди Ваших прихожан, которые могут пострадать в результате таких рейдов?
Митрополит Иларион: Думаю, что если мы хотим сохранить наше государство, добиться экономического успеха, добиться прорыва, о котором неоднократно говорил президент, то мы должны создать максимально благоприятные условия для развития среднего бизнеса, для того, чтобы человек мог проявить инициативу, если он этого хочет; чтобы его доход не поглощался полностью налогами и чтобы он сам не был частью каких-то коррупционных схем, которые требуют, чтобы он выплачивал взятки одним, другим, третьим чиновникам и так далее.
Вы знаете, как в мире животных: те, кто покрупнее, поглощают тех, кто поменьше. То же самое в подводном мире. Есть много документальных фильмов об этом. Наше человеческое общество должно отличаться от животного мира тем, что крупные не должны поглощать мелких. Крупные торговые сети не обязательно должны поглощать мелкие предприятия, мелкие магазины. Потому что если мы, например, хотим питаться натуральными продуктами, то мы эти продукты не получим из магазинов, принадлежащих крупным торговым сетям. Там действуют совершенно другие правила. А для того, чтобы человек мог покупать натуральные продукты, они должны изготавливаться на небольшой ферме, потом привозиться в небольшой магазин и там продаваться. Да, может быть, за это придется дороже заплатить, но есть люди, которые готовы платить больше, но чтобы это были натуральные продукты. Поэтому я со своей стороны всячески хотел бы призвать государство и наше новое правительство к тому, чтобы поддерживать средний бизнес и создать для него максимально благоприятные условия.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Прошел Великий пост и пасхальные дни. Как сохранить духовную ревность, накопленную за это время?
Митрополит Иларион: Я хотел бы напомнить, прежде всего, слова апостола Павла о том, что «пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8). И время Великого поста — это не только время воздержания от пищи, но это, прежде всего, время духовного сосредоточения, время покаяния, когда мы стараемся чаще, чем обычно, бывать в храме, больше, чем обычно, читать Священное Писание и книги святых отцов. Но это вовсе не означает, что как только пост прошел и мы перешли на скоромную пищу, мы должны расслабиться и забыть о Боге. На самом деле Господь призывает нас всегда быть трезвенными, всегда помнить о Его присутствии. Как, опять же, говорит апостол Павел в одном из своих посланий: все, что вы делаете «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). И если мы будем руководствоваться этим заветом апостола Павла, то мы никогда не будем в расслаблении и в унынии — ни в Великий пост, ни в пасхальные дни, ни в другие дни после того, как все праздники закончились.
Вопрос: Каковы критерии правильной молитвы?
Митрополит Иларион: Самым главным критерием правильной молитвы должно быть то, чтобы вы чувствовали, что Бог слышит вашу молитву и что Он отвечает на вашу молитву. Это происходит не всегда. Для этого есть разные причины. Иногда бывает так, что мы читаем какие-то слова, но эти слова нам слишком хорошо знакомы, мы к ним слишком привыкли, и мы во время молитвы отвлекаемся: уста произносят слова молитвы, а ум занят чем-то другим. Такая молитва не имеет смысла и не приносит пользы, потому что если она не достигает твоего сердца, то она не достигнет и Божьих ушей.
Можно молиться теми молитвами, которые создали другие люди. Эти молитвы собраны в специальный сборник, который называется «Православный молитвослов». Но можно также молиться и своими словами. И очень часто, когда мы хотим обратиться к Богу и что-то сказать личное, мы обращаемся к Нему своими словами. Самое важное вкладывать ум в слова молитвы, чтобы наш ум не блуждал на стороне. Лучше помолиться коротко, но чтобы эта молитва дошла до вашего сердца и до ушей Божиих, чем молиться долго, вычитать много молитв, а при этом не почувствовать контакта с Богом и не почувствовать, что Бог услышал вашу молитву и отвечает на нее.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru