Аиста — в отставку?
3 мая состоялось очередное заседание молодежного дискуссионного клуба «Черное и белое» в социально-педагогическом институте. Тема встречи: «Чайлдфри».
Экспертами выступили иерей Павел Козлов – клирик храма прп. Сергия Радонежского, психолог Центра защиты материнства и детства «Дар жизни» Людмила Павловна Свиридова, представители Скорбященского женского монастыря Светлана Георгиевна Юсупова и Вера Александровна Чемезова.
Тему для обсуждения предложили сами студенты. Объясняя свой выбор, молодые люди говорили об актуальности проблемы и необходимости разобраться в этом явлении. Для непосвященным скажем: чайлдфри характеризуется сознательным нежеланием рожать детей во имя личной свободы. Эта позиция не имеет ничего общего со словами Гамлета, в отчаянии сказанных Офелии: «Ступай в монастырь. Зачем рождать на свет грешников?»
Движение чайлдфри возникло в 1970-е гг. в Калифорнии. Две феминистки Эллен Пек и Ширли Радл организовали «Национальную Организацию для Неродителей», хотя первой чайлдфри можно считать коммунистку и борца за право женщины «распоряжаться своим телом» (любимая фраза женщин-чайлдфри!) Клару Цеткин.
Немало для распространения идей чайлдфри, которые подхватили и в России, сделал Голливуд. Свободные и знаменитые киноактрисы Рене Зельвегер, Кэмерон Диаз, Дженнифер Энистон, Ким Кэтролл и Ева Мендес, телеведущие Опра Уинфри и Ксения Собчак, певица Кайли Миноуг открыто заявляли о том, как их раздражают дети. Из убежденно бездетных мужчин наиболее известны актеры Джордж Клуни и Кристофер Уокен. Следящие за жизнью звезд легко внесут в этот список поправки, назвав тех, кто стал матерью или отцом.
Сегодня пропаганда бездетного образа жизни ведется на интернет-площадках: форумах, дневниковых сообществах, группах, пабликах и т. д. «Живой журнал» был первой в рунете площадкой для общения людей, выбирающих идею чайлдфри. Весьма популярным форумом является «Планета чайлдфри». О добровольной бездетности можно узнать в группе «Чайлдфри по-русски» в самой популярной российской социальной сети «ВКонтакте». Видеоблогеры Дмитрий Ларин и Юрий Хованский, подписчиками которых являются в основном подростки, часто употребляет фразу «ненавижу детей». Эта мысль нередко выражается в грубой лексической форме. Даже женские журналы, традиционно использующие образ материнства, вроде «Cosmopolitan», «Hello!», «Натали», замечены в пиаре идей чайлдфри.
Т.е. личная позиция человека перестала быть таковой и достаточно агрессивно навязывается обществу. Это и стало темой обсуждения в студенческой аудитории.
По статистике количество приверженцев идеи чайлдфри растет. Если в начале XXI в. в нашей стране таких людей было 1–2 %, то по последним опросам в глубинке таких 6 %, а в Москве – 16–17 %. Очевидно, безумный ритм жизни в мегаполисе не способствует рождению детей. Они просто не вписываются в систему ценностных координат молодых москвичей, приоритетной целью которых является профессиональная состоятельность и карьерный рост, а во вторую очередь гедонизм – стремление получать максимальное удовольствие от жизни в виде путешествий по миру, активного городского и загородного досуга и т.д.
Предложение ведущей дискуссии отказаться от употребления англицизма в пользу русского аналога не нашло поддержки у студентов. Действительно, как адекватно можно перевести слово childfree, чтобы передать суть понятия: свободные от детей, не-родители или как-то еще?
В молодежном дискуссионном клубе во время заседаний проводится голосование черными и белыми карточками, чтобы выявить отношение к конкретным вопросам. В начале обсуждения было задано несколько вопросов для определения понятия:
Можно ли считать чайлдфри убежденного холостяка?
Можно ли считать чайлдфри женщину, родившую 2-х детей и решившуюся на стерилизацию?
Можно ли считать чайлдфри представителей ЛГБТ-сообществ?
Можно ли считать чайлдфри девочку-подростка, еще не думающую о детях?
Можно ли считать чайлдфри мужа, пославшего жену на аборт?
Можно ли считать чайлдфри мужчин и женщин, прибегающих к любым видам контрацепции?
На все эти вопросы студенты в основном отвечали «нет» (1–2 голоса белой карточкой не в счет), что, с одной стороны, свидетельствует о толерантном отношении молодежи к выбору подобных людей, а с другой стороны – о сложности понятия.
Действительно, что такое чайлдфри? Явление, мировоззрение, субкультура, социальная группа, движение, ценностная установка, идеология, богоборчество или что-то еще? Со всеми, кроме последнего, в молодежной аудитории готовы согласиться.
Однако для верующего человека очевидна греховность идеи «не рожать», «предохраняться», тем более «стерилизоваться», к чему призывают радикальные чайлдфри. Вообще постановка вопроса о «свободных от детей» является ПРИЗНАКОМ КРИЗИСА СЕМЬИ в современном обществе. Удивительно, но у большинства чайлдфри в лексиконе нет слов «муж», «жена», а есть слово «партнер», как будто речь идет о бизнесе или деловых отношениях. По всей видимости, надо отказаться и от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», «брат», «сестра» и др., указывающих на родство по плоти. Подсознательно в этом слышится ненависть к своим родителям, видится особая форма суицидального поведения. «Лучше бы и меня не рожали!» – как будто бы кричит каждый чайлдфри. И при этом такая жажда жизни! О сложности и антиномичности личности человека так много писал Ф.М. Достоевский.
В Священном Писании бесчадие считалось позором родителей, являлось признаком гнева Господня, даже жертвы Богу таких людей отвергались священнослужителями. Вспомните родителей пророка Самуила — Елкану и Анну, родителей Пресвятой Богородицы — Иоакима и Анну, терпевших поношение от еврейского народа за отсутствие потомства.
Религиозному человеку сразу вспоминаются слова из 1 главы книги Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», а также апостола Павла о том, что жена «спасется через чадородие», но с очень важным дополнением: «…если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2, 15).
Какие аргументы предлагают сторонники и противники чайлдфри? Это и стало предметом обсуждения. Явление чайлдфри участники встречи пытались раскрыть с разных сторон: социальной, психологической, государственной и др.
Социологи заметили, что чайлдфри более образованны, успешны в профессиональной карьере, в художественном творчестве, имеют больший доход, менее религиозны.
Практикующие психологи выделили следующие причины такого выбора: негативные переживания в собственном детстве, эгоизм и инфантильность, стремление достичь профессиональных высот, реакция на государственную политику в сфере рождаемости.
Студентам был интересен профессиональный взгляд психолога Л.П. Свиридовой, регулярно работающей с людьми в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Людмилы Павловны, именно в этом возрасте у человека возникает желание о ком-то заботиться, но главное – передавать семейные традиции, ценности, накопленные знания, умения, навыки дальше, своим потомкам. Как прекрасно и как удивительно глобальное планирование, когда твои цели реализуются твоими детьми и внуками! Опыт психолога свидетельствует, что чаще всего у чайлдфри есть нарушения в структуре личности, связанные с поло-ролевой идентификацией. Своевременное обращение таких людей к квалифицированному психологу или психотерапевту позволило бы избежать негативных сценариев жизни.
Мотивация мужчин и женщин чайлдфри совершенно различны. Мужчины не хотят ответственности, которое накладывает на них отцовство. Женщин беспокоят другие вещи: беременность, неустанная забота о ребенке в первые годы его жизни не даст ей реализоваться в творчестве, в профессии и др. сферах жизни, не позволит путешествовать и проводить свободное время, как она привыкла. Во время дискуссии участники, имеющие детей, пытались уверить студентов, что СО СЧАСТЬЕМ МАТЕРИНСТВА НИЧТО В МИРЕ НЕ МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ. Любимая фраза молодых людей «завести детей» с точки зрения этой позиции теряет всякий смысл. Завести можно котенка, щенка, попугайчика, но никак не ребенка.
«Свободные от детей» весьма нетерпимы к попыткам навязать им иной стиль жизни, произносят слова и фразы человеконенавистнические, по сути фашистские: дети – «биомусор», многодетные матери – «рожалки», «самки», «свиноматки», «клуши», «курицы», «наседки», оскорбляют их обвинением в создании культа ребенка.
Но ярлыки, навешиваемые представительницам чайлдфри: «феминистка», «лесбиянка», «извращенка» и т.д., – тоже недопустимы. «Сколько тебе лет? Когда родишь?» – неприличный вопрос женщине.
Отсутствием культуры объяснили студенты эти выпады не-родителей против родителей и наоборот.
О. Павел Козлов напомнил участникам дискуссии о реализации теории «золотого миллиарда», в которую идеально вписывается движение чайлдфри. Оно становится уже не частным делом человека, а вполне антигосударственным, так как выступает ОРУДИЕМ ГЕНОЦИДА и одновременно с этим – банальным КОММЕРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ фармкомпаний, продающих контрацептивы и средства для здоровья; корпораций, продающих товары и услуги для бездетных: модную одежду, туры, развлечения и т.д. Власть и деньги! И никакой идеологии.
Эксперты постарались показать студентам, что чайлдфри – это лишь одна из сторон личности человека, но если мы хотим посмотреть на него целостно, то видим его главный признак: человек чайлдфри очень дорожит своей личной свободой, своим временем и не готов ничем жертвовать, не готов страдать ради др. человека, даже ради собственного ребенка. По сути это очень холодные, эгоистичные люди. В жизни немало ситуаций, когда требуется внимание к др. человеку. Люди чайлдфри не готовы поступиться своей свободой. С ними может оказаться очень страшно жить.
Другая сторона этого явления – неспособность по-настоящему любить. Невозможно же любить партнера? С ним можно считаться, его можно бояться, его можно уважать, но любить – вряд ли! Настоящая любовь между мужчиной и женщиной имеет свойство расширяться и находит свое воплощение в рождении младенца. Любимая аргументация чайлдфри о «благополучие ребенка», которому будет чего-то не хватать, с этой точки зрения совершенно несостоятельна. А может, у вас родится гений или святой – а вы его не хотите пускать в мир!
Студент Александр Митрофанов в своем докладе на заседании клуба «Черное и белое» утверждал, что пик популярности чайлдфри в России уже пройден. Начиная с 2006 г. о теме пишут очень мало. Начинаем выздоравливать? Хотелось бы верить…
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
Один из вопросов, который несколько раз звучал во время дискуссии, но так и остался без убедительного ответа: «Зачем нужны дети?» Одно из мнений студентов: «Использовать ребенка, чтобы оправдать собственное существование» – тоже имеет право на жизнь. Но без глубокого, многостороннего ответа на этот вопрос невозможно переломить мнение представителей чайлдфри.
По материалам сайта Скорбященского женского монастыря