Нужна ли христианину культура?
22 апреля состоялось закрытие духовно-просветительского проекта «Двенадцать пастырских бесед по вопросам веры». Завершающую беседу провел Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Невьянский. Она была посвящена теме «Красота спасет мир. Нужна ли христианину культура?»
Фразу «Красота спасет мир» произнес князь Лев Николаевич Мышкин – герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот». И, казалось бы, в ней нет никаких сомнений. Безобразны могут быть только дела человеческие. Безобразна смерть как последствие греха. В покаянном каноне мы читаем: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна». Но мы, православные христиане, веруем, что когда-то наступит общее воскресение мертвых и безобразность будет преодолена. Мы приобретем новые тела благодаря милости Божией.
Безобразное не мог создать Бог, только человек уродует лицо земли. По мысли владыки, даже непритязательные виды, например, пейзаж с фабриками и дымами, удивительны, потому что свет созданного Господом солнца гармонизирует и эту безобразность. Солнце погаси, и мы ничего не узрим. Мы видим: мир всегда прекрасен. Но красивы ли творения рук человеческих?
Конечно, князь Мышкин говорил о Божественной красоте. Как помнится из «Книги Бытия», Ева ела плод с древа познания добра и зла, потому что он был зело красив. Да и сам Адам был зело красив. Красив был и Денница, позднее восставший против Бога.
В другом романе писателя – в «Братьях Карамазовых», где бушевали человеческие страсти, Дмитрий говорит во время спора в трактире: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой… Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Обычно последнюю фразу вырывают из контекста романа. На самом деле, Дмитрий Карамазов говорил о тайном, сокровенном смысле красоты.
Исайя выражает эту мысль: «Истинно Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев».
По слову митрополита Каллиста Уэра: «Бог прославлен, и Его слава – слава красоты».
Понятие красоты дает нам ключ к разгадке Бога. Как в бутылке свет отражается, как падает тень от наливного яблока, как много людей красивых… Поэтому человек не может не творить.
Однако любое человеческое творчество относительно, художник творит из того, что Бог сотворил.
Искусство – это не предмет вкуса. Искусство – путь от творения к Творцу. Требуется настойчивость с нашей стороны с его постижении.
Идеалы красоты с веками менялись. Каковы критерии красоты? На этот вопрос с одной стороны, невозможно ответить, а с другой – совершенно легко. Идеалом красоты является Сам Иисус Христос. Бога мы познали через Боговоплощение. Путь к красоте, идеалу – это путь ко Христу. Но мы его потеряли. Бог скорбно говорит нам: «Я скрываюсь, но никто не желает искать Меня».
Несмотря на многообразие понимания людьми красоты, которое возникает от духовных чаяний и потребностей человека, христианину невозможно не видеть сопряженности красоты и добра. Это жажда Бога, объединенный образ мира. В молитве святителя Василия Великого мы каждодневно читаем: «неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную». О внутренней красоте доброго человека так много сказано.
Красота – это жизнь.
Красота – это зеркало.
Красота – это путь к спасению.
В заключении епископ Иннокентий сказал: «Красота сама по себе мир не спасает, мир спасает Любовь. Казалось бы, это очень просто. Художники, поэты, садовники, композиторы, кинематографисты, фотографы и др. – соработники у Бога. Все их пути сходятся в одной точке, в одном большом прозрачном стекле. Все они работают с душой».
Владыка ответил на многочисленные вопросы аудитории и, подытожив, напомнил слова из псалма: «От Господа стопы человека исправляются» (Пс. 36, 23).
По материалам сайта Скорбященского женского монастыря