Праздник праздников
Статья председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, опубликованная в «Известиях», посвящена главному празднику православных христиан — Светлому Христову Воскресению.
Слово «Пасха» произошло от древнееврейского «песах», обозначающего праздник, который существовал и существует у евреев и с которым по времени совпало распятие Спасителя. Этот праздник был установлен в воспоминание чудесных событий, сопровождавших исход израильского народа из египетского плена.
Христиане продолжают называть этот праздник Пасхой, потому что настолько тесно переплетены в богослужениях мотивы ветхозаветные и новозаветные. Настолько вся ветхозаветная история переосмыслена Церковью как прообраз страдания, смерти и воскресения Христа, что невозможно отделить Ветхий Завет от Нового.
Читая Евангелие, мы постоянно встречаемся с тем, как Новый Завет отсылает нас к книгам ветхозаветных пророков, где предсказывалась жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса. Перед Пасхой в Великую Субботу в храмах читается пророчество Иезекииля о том, как Господь воскресит весь род человеческий. В этом пророчестве описывается, как Господь собирает кости умерших, соединяет их одну с другой, а потом покрывает их плотью и вдыхает в них дух, то есть воссоздает каждого человека с его телом, душой и духом. И это не сказка и не миф, а та вера, которую мы получили от Самого Господа Иисуса Христа.
Мы знаем из учения отцов Церкви, что тела людей, которые воскреснут к новой жизни, будут чем-то отличаться от тел, которые мы носим сегодня: это не будут точно такие же материальные тела, подверженные болезням, страданиям и старению. Тем не менее мы знаем, что воскреснем как полноценные люди, которые имеют тело, душу и дух. И мы в этом новом теле, которое получим от Самого Господа, будем жить вечно.
Пасху называют праздником победы над смертью, торжеством жизни. Ад не вытерпел присутствия Бога, и ворота ада распахнулись перед всеми, кто пожелал выйти оттуда и последовать за Христом. Ад продолжает существовать для людей, которые добровольно и сознательно отвергают Христа как Бога и Спасителя. До тех пор, пока сохраняется злая воля человеческая, сохраняется и ад, который уготован для нас не Богом, но нашими собственными руками. А Господь злое дело рук человеческих разрушает — не насилием, не властью, не «мышцею высокою», но Своей смертью и Своим воскресением.
В Евангелии сказано, что, когда Господь умер, многие мертвецы вышли из гробов. А в богослужебных текстах мы слышим, что, сойдя во ад, Господь вывел оттуда Адама, Еву и всех, кто отошел в мир иной до воскресения Христа, но с надеждой на Его пришествие. И на иконах Воскресения Христова изображается Христос, который выводит из ада Адама и Еву, держа их за руки; за ними следуют другие герои ветхозаветной истории; а под ногами Спасителя — сломанные врата ада, разбросанные в беспорядке замки и ключи.
После Воскресения Христова путь к воскресению открыт для всякой плоти, и об этом говорит Церковь в одном из песнопений, которое мы слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Что означают эти слова? То, что смертью Христовой и воскресением Христовым аду подписан смертный приговор. Ад еще существует, но уже «не вечнует» над людьми, и всякий, кто следует за Христом, кто отвергает зло и становится на сторону добра, благодаря воскресению Христову избавлен от власти ада и смерти.
История человечества — это история жизни и смерти. Жизнь каждого человека заканчивается смертью, и многие люди умирают смертью бессмысленной и жестокой. Иногда в битвах, войнах погибают целые народы. В пасхальные дни мы будем посещать кладбища и вспоминать наших родных и близких, чья земная жизнь уже завершилась и чьи кости лежат в сырой земле. Будем вспоминать людей, которые погибли в войнах — миллионы тех, что были посланы на смерть и чья жизнь оборвалась безвременно, когда они находились в расцвете сил. Будем вспоминать погибших при пожарах, в авиакатастрофах, ставших жертвами стихийных бедствий.
Церковь всегда молится обо всех усопших, потому что верит во всеобщее воскресение, верит, что Бог не оставит сухие кости лежать в земле навечно, но воскресит к новой жизни каждого человека, который когда-либо жил на земле. Этому учил Христос, этому учит Церковь, в это мы верим. И когда мы думаем о судьбе людей, которые отошли в иной мир, наших близких и друзей, когда думаем о воинах, отдавших свою жизнь за веру и Отечество, о людях, погибших в результате стихийных бедствий или эпидемий, то верим, что в свое время Господь воззовет их к новой жизни.
Для меня лично праздник Пасхи каждый раз приходит как совершенно особое и уникальное событие в жизни. И сколько бы раз ни праздновалась Пасха, сколько бы раз ни слышались призывы псалмопевца: «Воскресни, Боже, суди земли, ибо Ты царствуеши во веки», — всякий раз, когда приходит Великая Суббота, когда наступает Пасха, вновь переживается это ни с чем не сравнимое чувство присутствия Божия среди нас здесь и теперь. И отчетливо осознается, что ради этого стоит жить, — все остальное пройдет, а это останется.
Нередко задают вопрос о том, в чем заключается различие в праздновании Пасхи в католической и православной традициях. Различие прежде всего в дате: иногда дата Пасхи совпадает, но чаще различается. В прошлом году, например, православные и католики праздновали Пасху одновременно, а в этом году — с разницей в одну неделю. Пасха и праздники, которые привязаны к Пасхе — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, праздники так называемого подвижного цикла — совершаются по календарю, который связан с луной, то есть Пасха совершается в первое воскресенье после весеннего равноденствия.
I Вселенский Собор 325 года установил единый принцип вычисления Пасхи, и на протяжении более тысячи лет все христиане праздновали Пасху вместе. Но когда был введен новый календарь (сначала в Западной Церкви, а затем уже в XX веке и в некоторых Православных Церквах), тогда возникла разница в неподвижных праздниках, а также разница в праздновании Пасхи между православными и католиками. На данный момент у православных, во-первых, действует то правило, что наша Пасха не должна отмечаться раньше еврейской Пасхи, а во-вторых, использование разных календарей для подвижных праздников сказывается, в том числе и на Пасхалии.
В полной мере история земной жизни Иисуса Христа, Его страданий и смерти раскрывается только в свете веры в Воскресение Христово. Вот почему, когда мы приходим на богослужения Страстной седмицы, которые посвящены страданиям Христа и Его смерти, мы все время слышим напоминания о воскресении. Да, Он пострадал, да, Он умер, но Он воскрес, и в свете этой Пасхальной веры в Воскресение Христово приобретает смысл вся история Иисуса Христа. А в свете этой истории обретает смысл земная история всякого человека — в том числе и безвременно или безвинно погибшего.
Вот почему Пасха является «праздником праздников» и «торжеством из торжеств».
«Известия»/Патриархия.ru