День влюбленных по-русски
15 февраля в Скорбященском женском монастыре собрались студенты 3-х образовательных организаций, чтобы отпраздновать День влюбленных по-русски.
Масленичная неделя в самом разгаре. В «широкий четверг», называемый еще «разгулом», «переломом», когда гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, а молодоженов сажали в сани, спускали с горы и заставляли при всех целоваться, а потом выходили на кулачные бои, бились «сам на сам» или «стенка на стенку», в Скорбященском женском монастыре собрались студенты медицинского и педагогического колледжей, технологического института. Поскольку четверг совпал с еще одним набирающим популярность праздником — Днем святого Валентина, организаторы решили рассказать молодым людям о русских традициях жениховства, сватовства и свадебных гуляний. Для этого есть важный повод.
Не так давно в нашей стране появился новый праздник: День всех влюбленных, или День святого Валентина. Любой подросток может рассказать о священнике Валентине, который тайно венчал влюбленные пары, за что и был казнен усечением головы. Даже мальчики дошкольного возраста знают, что в этот день надо оказывать знаки внимания девочкам, дарить им валентинки, купленные в магазине или сделанные своими руками, со словами любви, конфеты, игрушки, цветы или воздушные шарики. Есть в некоторых школах негласное правило: по количеству валентинок определять самых-самых…
Нет ничего дурного в том, что у мужчины есть дополнительный повод встретить свою супругу после работы с цветами, пригласить ее в ресторан, говорить ей о любви. Однако никакого отношения в православной или католической традиции этот день не имеет. Более того, праздник в нашей стране появился в период разгула коммерциализации и неоязычества. Его история берёт своё начало с древнеримских луперкалий — праздника плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Юноны Фебруаты и бога Фавна, покровителя стад. Он ежегодно отмечался 15 февраля. Очевидно, что не обходилось без жертв богам и насилия по отношению к женщинам. Нечто подобное было и в Древней Руси, еще в пору язычества. Праздник с традициями, похожими на древнеримские, в ночь с шестого на седьмое июля, в летнее солнцестояние, посвящался языческому славянскому богу солнца Купале. В Православной Церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля.
Об этом и многом другом шла речь на празднике в Скорбященском монастыре.
Священник Алексий Исмагилов обратился к молодым людям со словом о настоящей любви и святости. Где искать идеал? Это сокровище есть в Церкви. Какая должна быть любовь у человека, чтобы достичь святости? Возможно ли ее стяжание в семейной жизни? Многим известны слова апостола Иоанна Богослова: «Бог — это Любовь». Они кажутся нам настолько высокими, что приближение к этому идеалу займет всю жизнь: через опыт, ошибки и «синяки». Действительно, только жертвенность — залог настоящей любви. Любви можно достичь через 10-15 лет совместной жизни, а может быть, и позднее, когда муж и жена научатся понимать, слышать друг друга, откликаться друг на друга. Любовь же в западном понимании (отсюда традиция празднования Дня святого Валентина) — это потребительство: я ее (его) люблю… для себя.
Чтобы рассказать молодым людям о подлинной, а не «лихорадочной» любви, организаторы пригласили ансамбль «Тагильская слобода». Этот фольклорный коллектив хорошо известен в Нижнем Тагиле и за его пределами. Лекция-концерт-беседа с блинами и чаем продолжалась более двух часов, и никто не хотел расходиться.
Руководитель «Тагильской слободы» Наталья Ансаровна Расторгуева рассказала студентам о семейных традициях дореволюционной России, в которой разводы даже в барской среде были редкостью. В каком возрасте выдавали замуж девку или женили парня? Почему девушка уходила в дом мужа, а не наоборот? Кто такие «большак» и «большуха»? Откуда пошло слово «закуток»? Почему в крестьянской семье ребенка воспринимали как недоразумение? Как понимать слова: «мужик знает свое место», «баба знает свое место»? Об этом и многом другом узнали современные юноши и девушки. Известная в Нижнем Тагиле кукольница Светлана Германовна Шкабара достала из заветной корзины кукол и показала, какие использовали материалы, как делали игрушки в русских семьях, к каким событиям их готовили. Например, к крепко соединенным мужской и женской фигуркам привязывали маленьких куколок по числу деток в семье, и их количество увеличивалось с очередным «прибавлением в семействе».
Русский фольклор, замешанный как на языческих, так и на православных традициях, многообразен, отражает все стороны жизни человека: от рождения и до смерти. И особенно много хранит он песен о любви. Всем участникам праздника полюбились песня «Крутиха», которая звучит почти 7 минут, хороводная песня «Ой, мальчик-кудрявчик» и др. Смысл некоторых из них не лежит на поверхности, тем более что культурный фон кардинально изменился. Но… зазвучала балалайка — и все готовы пуститься в пляс. Что значит «хороводиться» — узнали студенты на практике. Все юноши и девушки с удовольствием водили хороводы, танцевали кадриль и так знакомились друг с другом.
После веселых песен и танцев и чая с блинами у самовара наступило время для серьезной беседы. Что такое венчание? Как придать любви христианский смысл, для чего человеку: мужчине или женщине — нужна семья? Об этом было заключительное слово о. Алексия Исмагилова.
Смотрите все фотографии с мероприятия на сайте Скорбященского женского монастыря
Посмотрите видеозапись фрагментов праздника — приобщитесь к народным песням и мудрому слову.
Скорбященский женский монастырь