И мы — люди Божии
4 февраля в библиотеке Скорбященского женского монастыря состоялась четвертая беседа духовно-просветительского краеведческого проекта «Вглядываясь в историю».
Встреча была посвящена теме «История старообрядчества в Нижнем Тагиле». Ее провела Ирина Владимировна Давыдова — директор минералогического музея имени А.Е. Ферсмана (с. Мурзинка).
По меткому слову Д.Н. Мамина-Сибиряка, уральские поселения представляли из себя «слоеный пирог», где мирно уживались кержаки — носители культуры северорусского типа, туляки и хохлы — выходцы из территории современной Донецкой Народной Республики. В произведениях нашего земляка (романе «Горное гнездо», очерке «Медвежий угол» и др.) запечатлен образ сильного, свободного человека — настоящего кержака. Старообрядцев как представителей уральского культурного типа отличала независимость суждений. Они, признающие только Правду Божию, могли заявить заводовладельцам: «Заводы — наши. Вы приезжаете и уезжаете, а мы здесь живем и умрем».
Что мы знаем о староверческом населении Урала? К сожалению, очень мало. В конце XIX в. на нашей территории их было примерно 95 тысяч — не так уж и много: всего 3% от общего числа жителей. В течение всего XIX в. после учреждения в 1800 г. при митрополите Платоне (Левшине) единоверия (это направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов: двоеперстия, службы по старопечатным книгам и др. — и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата) на Урале происходило активное миссионерство. Оно имело свои плоды (в Нижнетагильском заводе, например, было 2 единоверческих храма: Свято-Троицкий и Казанский), но изжить раскол в полной мере не удалось. В заводском поселке имелось несколько старообрядческих часовен, в том числе и домовых: Выйская, Рябовская, Красильниковская, Сидоровская, Аксеновская, Вогульская, Чеусовская, Железковская.
Безусловно, влияние старообрядцев на развитие всего Уральского региона и, в частности, поселка Нижнетагильский завод огромно. Фамилии купцов Хлопотовых, Аксеновых, Уткиных многим тагильчанам известны, но не все могут знать, что эти семейства принадлежали к старообрядцам австрийского согласия.
Однако в первую очередь не с торговлей ассоциируются в сознании простого человека старообрядцы. Через художественные книги и фильмы складывается вполне конкретный образ старовера. Глубокая, иногда доходящая до фанатизма, вера в Бога. Обособленный образ жизни. Традиционный русский бытовой уклад. Безусловная помощь своим единоверцам. Особое почитание родителей и старцев. Строгое и даже жесткое воспитание детей, обучение их грамоте на дому, а не в земских школах. Внимательное, вдумчивое отношение к Священному Писанию и творениям святых отцов. Наверняка в сознании современного человека найдутся и др. составляющие этого образа. Кто-то вспомнит, что старообрядец не будет напиваться в кабаке, но и не даст жаждущему воды из своей кружки, не станет молиться вместе с православным, женит сына только на девушке своей веры и др. Но исчерпывается ли только этими чертами образ мыслей, сознание уральского старовера? Очевидно, нет. Образ этот сложнее и глубже.
В Нижнем Тагиле в старообрядческой среде сохранилось почитание старцев, иноческих могил вплоть до середины ХХ в. В конце XIX — начале XX вв. традицией были паломничества в старообрядческие скиты и на заимки. Об этом и многом другом можно узнать из видеозаписи беседы.
Следующая беседа по теме «История старообрядчества в Нижнем Тагиле. Часть 2» пройдет 11 марта в 17.00 в библиотеке Скорбященского женского монастыря.
Скорбященский женский монастырь