Храм, школа, богадельня
19 ноября в библиотеке Скорбященского женского монастыря состоялась вторая беседа из духовно-просветительского краеведческого проекта «Вглядываясь в историю» по теме «Приходская жизнь храмов Нижнетагильского завода в начале ХХ в.».
В библиотеке монастыря собрались люди, интересующиеся церковным краеведением. Беседу провела зав. архивным отделом обители Вера Александровна Чемезова.
Цель встречи – представить, как жили православные люди в Нижнетагильском заводе, который сто лет назад насчитывал около 30 тыс. жителей, до Февральской и Октябрьской революций 1917 г., описать события церковно-приходской жизни, деятельность церковно-приходских советов на благо Церкви и людей. В центре внимания также личность и труды наиболее известных пастырей Нижнетагильского поселка: Александра Хохлова, Александра Сахарова, Симеона Хлынова, Михаила Титова, Василия Конина, Всеволода Черепанова, Иоанна Флавианова, Иоанна Двинянинова и др. Через историю отдельных приходов возможно показать уральские тенденции развития приходской жизни и общецерковный процесс непосредственно перед революционными событиями. Можно ли было их предотвратить? Этот вопрос — общий для всех бесед цикла «Вглядываясь в историю».
Вид с Лисьей горы на Входо-Иерусалимский собор
Может показаться: человека, живущего в начале ХХI в., это не касается? Многие могут сказать: «Это не про меня». Человек, регулярно посещающий богослужения и пытающийся жить церковной жизнью, участвуя в таинствах, подчас пребывает в иллюзиях относительно прошлого. Многие абсолютно уверены, что вера была массовой и пошатнулась только с наступлением новой советской эпохи. По этому поводу в конце встречи возникла дискуссия. Участники беседы пришли к выводу: и тогда, и сегодня православные — это «малое стадо». Чего стоит оценка нравственного состояния прихожан Выйско-Никольского собора, сделанная в начале ХХ в.:
«Особенной любви к храму Божию… не замечается, о чем соболезновали еще… первые пастыри [Иоанн Гуляев, впоследствии принявший монашество и ставший архимандритом Соликамского монастыря, и его зять Павел Чирков]. Прихожане на всякую просьбу о помощи храму привыкли отвечать отказом, мотивируя его тем, что «церковь Демидовская». Нет в прихожанах любви и к службам Божиим. В Пасху, в Рождество Христово, Крещение и в Николин день они стекаются в храм Божий в большом количестве, но зато в др. церковные праздники, даже и двунадесятые, в храме считать их приходится десятками. Долг исповеди и причастия исполняют далеко не все… Неудовлетворительно состояние прихожан в нравственном отношении… в прежние времена, как говорят старики, нравы приходские были все-таки лучше, а в особенности до получения свободы. Крепостное право сдерживало их грубую силу и регулировало их отношение к семье, обществу и начальству, как духовному, так и светскому… Меньше в прежнее время было развито пьянство, хотя питейных заведений было тогда на Вые «непомерное число», меньше было и разврата, меньше было случаев непокорного отношения детей к родителям… Нынешняя молодежь знать ничего не хочет, потому [что они] «люди свободные»… Нарушение постов, незаконное сожительство, сквернословие, игнорирование святыми заветами церкви – эти пороки преобладающие».
Введенская церковь
Если прочитать этот отрывок из летописи усыпальницы господ Демидовых без комментария относительно того, когда это было написано, и с поправкой о крепостном праве, то многие могут сказать: это современная оценка состояния общества.
При изучении церковной истории Нижнего Тагила в 1920-е гг. случаются откровения. Трудно поверить сведениям из окружной газеты «Рабочий», что 10 тыс. человек подписались за закрытие Выйско-Никольского собора в 1929 г. Действительно, при исследовании количество подписавшихся оказалось значительно меньше, но в то же время прихожан, которые зарегистрировались в общине, указав свои Ф.И.О., адрес, было немного: чуть более 200 чел. (та же ситуация была в др. храмах города). Эта подпись была настоящим исповедованием веры. А где остальные православные христиане по факту крещения? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории приходской жизни храмов Нижнетагильского завода в начале ХХ в.
Выйско-Никольский собор — усыпальница господ Демидовых
Сбор сведений шел примерно полгода. В лекции в первую очередь использовались материалы из «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», которые писали грамотные и литературно одаренные настоятели Выйско-Никольского собора А. Хохлов, М. Титов и священник Входо-Иерусалимского собора А. Сахаров, летописи Введенского и Выйско-Никольского храмов, которые являются не духовными по смыслу произведениями, как это было у летописцев первых веков христианства на Руси, а прежде всего источниками информации о жизни приходов. В меньшей степени могут нам помочь исповедные росписи, архивные документы по хозяйственной деятельности храмов.
Александро-Невская церковь в период Гражданской войны
Беседа была выстроена в логике трех забот христианских общин первых веков: храм, школа, богадельня — в самом широком смысле слова. Много внимания было уделено школьному делу (в чем отличие между церковно-приходскими, воскресными школами и школами грамоты?), миссионерскому делу (представлена деятельность Нижнетагильского отделения Палестинского общества, Братства ревнителей Православия при Выйско-Никольском храме, возникшем в 1901 г., Нижнетагильского отделения Братства во имя св. прав. Симеона Верхотурского). Многие современные люди даже не догадываются, что Библия не была массово доступной книгой — иной раз пастыри Церкви получали ее в качестве награды от Священного Синода за 20-25 лет служения. А кто такие ктитор, братчик, причетник, начётник? Об этих давно забытых словах и др. фактах жизни приходов Нижнетагильских храмов можно узнать из представленной видеозаписи.
Свято-Троицкая церковь до революции являлась единоверческой
Казанская церковь до революции являлась единоверческой
Скорбященская церковь
Следующая лекция из цикла «Вглядываясь в историю» по теме «Приходская жизнь храмов Нижнетагильского завода в начале ХХ в. Часть 2» состоится 17 декабря в 17.00 в монастырской библиотеке.