Протоиерей Сергий Вогулкин: О деревенских храмах

Беседа с протоиереем Сергием Вогулкиным, настоятелем приходов — во имя Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца.

Тема беседы у нас – о деревенских храмах, и заставка позади нас тоже напоминает нам об этом. У меня написано: «Настоятель двух приходов – во имя Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца». Батюшка, где эти приходы?

– Приходы эти в деревнях. Одна называется Шайдуриха, другая – Аятское. Вот там эти приходы, недалеко от Екатеринбурга – 70 км. Выезжаешь за Екатеринбург, и начинаются прекрасные осенние поля, леса, и потом вот эти две деревни, где нет храма, но есть люди, которые хотят молиться.

Есть приходы, а храмов нет?

– Храмов нет, они там были когда-то, причем большие. Аятское было огромное село и красивейшее, 5 000 жителей было, на берегу Аяти стоял красивый каменный храм с постройками кругом него, то есть это было такое солидное сооружение, монументальное. В Шайдурихе тоже был храм, но оба они были разрушены. И сейчас ни в том, ни в другом селе храмов нет.

Там пустыри, вообще ничего не осталось?

– Нет, ну почему. В Шайдурихе место есть, мы его подготовили, будем ставить крест, ставить храм на этом месте. В Аятском немного сложнее. На том берегу, где стоял храм, сейчас стоит поклонный крест, а дальше там строения – фельд-шерско-акушерский пункт был и геронтологическое отделение, где сейчас находятся пожилые люди (их туда привозят и они там определенное время находятся).

Где же собираются люди, где служат, где Вы служите?

– В администрации нам выделили молитвенную комнату в Аятском, а в Шайдурихе молитвенная комната выделена в бывшем детском саду. Там служим, там есть небольшой алтарь, есть временный иконостас.

Кто эти люди? Я так понимаю, не с Вашим появлением образовался приход? Он чуть раньше образован?

– Жители этих двух сел совершенно замечательные: и женщины, и мужчины очень приятные, душевные, очень верующие – хороший народ. Только беда какая? Мало ходит. Все-таки в Аятском было 5 000, сейчас меньше тысячи жителей, но в основном это пожилой народ, бабушки. Они тоже не ходят часто в храм, а то и вообще не ходят. Точно так же и в Шайдурихе: там народу поменьше, где-то 400 человек, но тоже (я так смотрю сейчас, а я уже несколько месяцев там обретаюсь) должно было быть больше; но будем стараться, чтобы у нас приходы были большие.

То есть Вы практически один служите? Ни диаконов, ни певчих…

– Конечно, какие диаконы? Ни диаконов, ни алтарников пока нет. У меня внуки алтарники, когда они приезжают туда, они мне помогают. Даже певчих нет, но я вам должен сказать, что ведь это тоже очень интересное такое явление: певчих нет, но все прихожане в храме поют. Такое в городах я видел, но все-таки это редкое явление. А тут и в том, и в другом храме во время Литургии поют все. Мне кажется, что это очень хорошо.

Не могу не задать этот вопрос. Ладно, летом еще понятно: какое-никакое помещение, от дождя скрылись – все хорошо, а сейчас холодает, в области уже морозы наступают постепенно. Там есть отопление? Какие там условия?

– Условия спартанские, так скажем: в Аятском храме стоят два обогревателя, в Шайдурихе отопление есть, но с освещением проблемы. Но это все решаемо. Меня сейчас другое заботит, что там надо ставить храмы – и в том, и в другом селе.

Почему?

– В этом-то все и дело. Храм ведь – особое сооружение. Святые отцы говорили, что такое храм: это стены вокруг таинства Причастия. Конечно, люди говорят, что можно Богу молиться и в машине, и дома, и где угодно, но все-таки храм – это святое место, где люди собираются для соборного моления. Соборное моление очень сильное, недаром же храм устремлен к небу. И когда люди вместе собираются и вместе молятся, то эта молитва возносится очень высоко. И такое взаимное моление дорогого стоит, поэтому храмы нужны.

Храмы нужны в городах, в деревнях. Но надо сказать о назначении храма, этого прекрасного сооружения, где человек отдыхает душой, где он может приобщиться таинств, где он постигает красоту мира Небесного, ведь недаром говорят, что храм – это Небо на земле. И постижение прекрасного Небесного мира идет через богослужение. Во время богослужения человек всеми своими чувствами воспринимает это, и в таинстве он получает благодать Божию. Это замечательно, это совершенно необыкновенное состояние человека и без храма вряд ли может быть достигнуто. Мы видим: строятся храмы в городах, прекрасные храмы у нас в Екатеринбурге, замечательные. Но еще раз хочу повториться, все-таки разное назначение городского храма и деревенского.

Вы говорите, что у нас храмов очень мало в городе, а противники Вам скажут: «Да их настолько много, куда еще-то строить или еще ставить?» Это разный взгляд? Число храмов ведь одинаковое…

– Дело даже не в числе храмов, хотя их должно быть намного больше. Дело в том, что храмы в городе среди многоэтажек, небоскребов напоминают, что может быть другая жизнь, что есть другая жизнь. И поэтому вот эти необыкновенные, может быть, для некоторых странные строения – храмы, но ведь они все сделаны по необыкновенной красоте золотого сечения: золотое сечение, которое обязательно присутствует в этих храмах, вызывает у человека восторг, душевный порыв. И понятно, что чем больше храмов, тем больше душевного порыва.

И потом, ведь это же культура. Чтобы посмотреть картины, надо пойти в картинную галерею, чтобы послушать музыку, надо пойти в филармонию или в оперный театр, а чтобы увидеть эту красоту, надо просто выйти на улицу. Всё. И это культура, причем такая, которая спасает нас, ведь мы считаем себя людьми цивилизованными. А что такое цивилизация? Есть одно очень интересное определение цивилизации: цивилизация наступает тогда, когда погибла культура. Культура гибнет – и наступает цивилизация.

Вот мы себя считаем цивилизованными людьми, а на самом деле мы очень далеки от культуры. И храмы напоминают нам, что есть на Руси необыкновенная красота – традиционная культура, традиционная архитектура, и когда человек заходит в храм, он это все видит. Он видит иконы, он слышит необыкновенное пение, он ощущает необыкновенные ароматы, он находится в культурной среде, культурной для души и для духа человеческого. Поэтому спасительность храмов непререкаема – и чем больше у нас будет спасительных храмов на Руси в больших городах, тем будет лучше.

Вопрос от телезрительницы из Брянской области: «Вы о красоте говорите. А я из деревенского прихода, и меня интересует другой вопрос: а как жить батюшке, на что ему жить, когда в храм ходит 15 бабушек? На что содержать храм и как жить?»

– Вопрос очень непростой. Раньше на Руси была такая традиция, что приход должен был обеспечить батюшку жильем, транспортом (тогда не машина была, а лошадка с повозкой), питанием и так далее, поэтому батюшки на селе жили неплохо. Сейчас это сделать намного сложнее. Но, учитывая то, что батюшки сейчас все-таки передвигаются уже не на повозках с лошадью, то многие батюшки, служа в городе, одновременно служат и в деревне и этим решают свои финансовые проблемы. Конечно, бабушки не могут содержать ни храм, ни священника; но об этом мы с вами поговорим, ведь здесь важна роль не столько этих бабушек, сколько роль городских жителей.

Да, батюшка. Вы сейчас служите на двух таких приходах, где 20 бабушек, и я уверен, что в основном-то они Вам помогают морковкой, капустой, картошкой…

–…и кабачками (я очень люблю кабачки).

Возвращаясь к теме. О городских храмах мы с Вами уже свою позицию и свой взгляд сказали: чем больше, тем лучше и красивее…

– Да, то есть эта традиционная архитектура, все это должно быть.

С деревенскими как быть?

– С деревенскими немножко по-другому, мне так кажется. Во-первых, красота природы сама по себе: смотришь на то, что тебя окружает, и уже понимаешь, что это все создал Господь, уже через это ты понимаешь Бога – ты воспринимаешь Его душой через эту красоту. И вот здесь, конечно, должны быть храмы – если есть возможность, пусть они будут красивые. Но вот я недавно был в Алапаевске, мне очень понравилось. Там так они подняли сельское хозяйство, такие поля пшеницы… Представляете, у нас на Урале поля вот этой желтой пшеницы – и вдалеке большой каменный белый храм… Замечательно смотрится! Но дело все в том, что в деревне построить такой храм при том количестве людей, которые там есть, практически невозможно. И поэтому, мне кажется, что все-таки в деревнях должны быть более скромные храмы – и по размеру, и они должны вписываться в природу, не должны контрастировать с ней. Поэтому, даже если есть минимальная возможность, построить там часовенку или небольшой храм: часовенка, к ней пристроить алтарь – и это уже будет храм. Вот этого должно быть достаточно для деревни, но назначение этого храма совершенно другое, чем в городе.

Вопрос телезрителя: – Известно, что Церковь – это духовное единство людей, верующих во Христа и живущих по Его заповедям. Так что должно быть первично? Сначала объединиться людям с этой идеей, а потом построить храм или построить храм, а потом и духовное единство получится (а может, не получится)?

– Наверное, в разных обстоятельствах по-разному. Я знаю, например, описан такой случай, когда семья (муж с женой) построили часовню на своем участке в коллективном саду, для себя построили, чтобы самим молиться.

Абсолютно мирские люди.

– Да, совершенно точно. Оба верующие, построили, никого не спрашивая. И оказалось так, что через некоторое время этой часовни перестало хватать – все соседи стали сюда приходить. И более того – стал приезжать священник и служить в этой часовне. Видите как: здесь первично было желание одного человека. Конечно, когда собирается приход, единомышленники, тогда понятно, что храм надо строить, – здесь уже как бы общее мнение. Но это тоже не однозначно. Есть даже в деревнях люди, которые противятся этому. В городе понятно: за суетой многие не обращают на это внимание, совершенно где-то в другом мире живут. А в деревнях, казалось бы, должно быть единство.

Я еще раз хотел обратить внимание на особенность деревенских храмов. Кто их должен строить? Эти бабушки или вот немногие жители, что там есть? Да, конечно, они могут помочь: 50, 100 рублей, но вы же понимаете, что для постройки храма нужны миллионы. Даже самый простой храм около 2 000 000 стоит, и, конечно, деревенским бабушкам эти деньги не собрать. Но я на что хочу обратить внимание? Смысл деревенского храма в том, чтобы людям нести слово Божие, тем, кто туда приезжает из города. Не секрет, что человек, живя в городе, чувствует постоянное давление, ему хочется на природу, хочется отдохнуть от всего этого. И многие люди выезжают за город, выезжают близко от этих деревень: они там отдыхают, напитываются красотой, которую, вообще-то говоря, Бог создал – это все для нас, для людей создано, и они напитываются этой красотой, но реализовать волнение душевное они не могут. И надо сказать, что иногда это заканчивается очень плачевно – они как бы, даже чувствуя эту красоту, обижаются на природу: они не чувствуют себя ее частью. И как ни посмотришь, люди уезжают, оставляют после себя горы мусора какого-то – вот, была красивая поляна, сейчас на ней уже все разбросано, все некрасиво. И мне кажется, что, напитавшись этой красотой и увидев в деревне хоть небольшую церковь, небольшой храм, человек что-то переживет в душе, и он пойдет в этот храм. И там, в храме, он приобретет уже настоящее ощущение, что он общался с Богом.

И потом, мне кажется, цель, смысл деревенских храмов еще и в другом: это большой культурный, исторический смысл. Откуда мы все взялись? Мы все взялись из деревни, ведь города появились не так давно. И мы все где-то жили, мы жили в деревнях, в селах – мы все вообще-то оттуда, из деревни, мы только об этом забыли. Но на самом-то деле мы там, корни наши – там, в деревне. Здесь, в городе, скажите мне, пожалуйста, где наши корни? На каком этаже? На 3-м, на 5-м, на 9-м, на 16-м? Где они? Их нет. Здесь даже нет своего клочка земли, поэтому и укореняться нам здесь не в чем. А ведь мы все из какой-то деревни, из какой-то местности, из какого-то села, и мы должны об этом помнить. Почему? Там ведь похоронены наши предки, там наша настоящая малая родина.

Не пора ли об этом вспомнить? И не пора для себя сделать вот этот маленький подарок по жизни – свой собственный маленький кусочек земли. Вот ты приехал из какой-то деревни – Шайдуриха, Аятское, еще какая-то деревня, ты приехал оттуда, ты сейчас живешь в городе, но ты вспомни, откуда ты приехал, приезжай туда. И чтобы почувствовать себя действительно человеком своей земли, своей родины, помоги там построить храм. И тогда этот храм будет для тебя основой жизни. И когда тебе будет плохо, – а современная жизнь такая, что нередко человеку бывает плохо, – у тебя будет куда приехать. Поэтому мне кажется, что в деревнях должны быть храмы, пусть часовни – это все не так сложно сделать, тем более, лес там есть, лесопилки есть. Возможный вариант.

Что нужно, чтобы строить там храмы? Желание местных жителей, хотя бы какой-то части, активного прихода, помощь тех, кто уехал из этих деревень, но любит свою малую родину, помнит, проявляет какую-то заботу?.. А еще?

– Сначала надо, чтобы они это вспомнили, чтобы они задумались, понимаете? Чтобы они поняли, откуда они, по рассказам, каким-то путем, но вспомнили, откуда они вообще происходят.

Что нужно, чтобы построить храм, даже небольшой? Первое – это желание. Желание должно быть у людей, внутреннее беспокойство, душевный порыв. Самое главное – это помощь Божия. Если мы обратимся к Богу, у нас потихонечку все найдется, небольшие деньги – для начала небольшие деньги, я еще раз говорю, это не должны быть какие-то каменные хоромы за 20 – 30 миллионов. Нет, там должно быть что-то скромное, небольшое, где они могли бы помолиться.

Понимаете, ведь какая трагедия сейчас? Ни отпеть ту же бабушку, ни окрестить ребенка – негде, просто негде. И маленькие церкви должны быть в таких деревнях. А чтобы их построить, нужны желание, помощь Божия, небольшое количество денег и огромное терпение. Бюрократический аппарат настолько тяжело проворачивает эти вопросы, настолько он инертен, настолько он весь забюрокрачен, что пробиться через это очень трудно.

Вы говорите, что не решается, и мы можем сказать, что какие-то есть параллели с большим городом… А люди, которые там живут, Ваше служение – отличаются? Вы же служили в больших городах – и в Екатеринбурге, и в Серове. Как вообще отношение?

– Вы знаете, верующие люди везде одинаковые, но служба везде разная. Понимаете, как интересно? Городской верующий человек – это человек культурный, с образованием, он не сразу пришел к вере, он считает, что это большое дело, что он пришел, он участвует в богослужениях и этим даже где-то гордится перед своими… В деревне совершенно по-другому. В деревне бабульки просто верят, и все. Они верят как-то по-деревенски, просто. И поэтому там служить намного легче. В городе надо найти ключ к этим людям, какие-то очень умные слова говорить, чтобы они прониклись, а в деревне любое слово священника вызывает в людях радость: с ними поговорили, им сказали, они что-то новое узнали. И поэтому отзыв, отклик со стороны этих верующих намного более душевный. Конечно, в городах тоже есть по-настоящему верующие люди. В моих приходах я нисколько в этом не сомневаюсь, но там особый народ. Там корень.

Понимаете, какая еще вещь? Мы уже говорили с вами, что городская цивилизация – это когда нет культуры. И вот скажите мне, пожалуйста, вы где-нибудь видели многоэтажку, в которой живет 400 человек… Да там, наверное, больше живет?

Да больше.

– … чтобы там, например, был собственный народный хор – народный хор многоэтажки, понимаете?

Ну, может быть где-то и есть, как исключение из правил.

– Я что-то сомневаюсь.

Наверное, нет.

– А вот в Шайдурихе, например, на 400 жителей не просто народный хор, они еще лауреаты международных конкурсов, представляете? То есть там еще сохранилась эта культура, там она есть. И поэтому, если мы желаем, чтобы наш народ оставался культурным народом, мы должны с них брать пример.

Я с этим столкнулся в Серове, когда к нам приехала делегация: два человека из Франции (один пожилой, другой помоложе), и там был праздник, и выступал танцевальный ансамбль – в поселке Энергетиков совершенно замечательный танцевальный ансамбль. Они сидят оба грустные. Танец, весело, а они грустные какие-то. Я подошел, спрашиваю: «Простите, пожалуйста, что случилось? Почему вы грустите?» Знаете, что мне ответили? «У нас этого давно уже нет». Цивилизация европейская – у них этого давно уже нет.

Вернемся к вопросам… Телезрительница спрашивает: «Как выжить молодому священнику в деревне, да еще и с семьей, после семинарии, когда его отправляют в захолустье или в какую-то такую отдаленную деревню, где 15 бабушек?» При всем уважении к нашим бабушкам…

– Это все – при полном уважении. Конечно, это очень сложно. Пожилому священнику легче, все-таки пенсия, можно как-то жить, в деревне не так дорого жить. Но я знаю батюшек, которые уезжают в деревни вместе со своей семьей и там живут, и неплохо живут. Все зависит от батюшки и от прихода. Если он работал в своем приходе, поставив свое миссионерство на действительно высокий уровень, поставив это целью своей жизни, то у него и приход будет уже не только из бабушек состоять, а, может быть, даже из всех жителей этого села или деревни. Я знаю молодых батюшек, которые с матушками и с детьми специально уезжали в деревню, они обзаводились своим хозяйством, там служили, строили храмы. То есть это, так сказать, нормальное явление.

Такое явление есть, и бояться этого молодым священникам не надо: есть такая тенденция – пытаться остаться в городе. Почему еще город так засасывает человека? Здесь время другое, здесь время идет очень быстро в суете, в бесконечной круговерти. И когда человек приезжает в деревню, он вдруг понимает, что время совершенно другое, что время течет медленно: за то же время, что в городе, можно сделать намного больше. И вот это некоторых удивляет, кого-то это радует, кому-то неприятно становится. И поэтому, сколько я замечал, из деревень люди уезжают в город, но из города обратно в деревню возвращаются очень редко: из бесконечной круговерти они не могут вырваться, они уже совершенно по-другому ощущают время.

Спасибо Вам большое за эти добрые слова. Давайте подытожим нашу программу.

– Я не буду подытоживать, я прочту вам то, что писал святой Иоанн Кронштадтский: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Все сказано этим. Поэтому у каждого, у кого есть хоть немножко вот такого духовного порыва, должна возникнуть эта мысль: «Где моя родина? Где мой храм? Где я буду чувствовать себя как дома?» Мне кажется так.

Спасибо Вам большое.

– Помогай Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Православная газета

Репортажи | 30 октября 2017

Вам может быть интересно: