В.Р. Легойда: Сегодня факты вынужден проверять не журналист, а читатель
Выступая на I Международном молодежном коммуникативном форуме «MediaPost», который состоялся в Российском государственном социальном университете (РГСУ) 10-11 октября, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал студентам о современных тенденциях, влияющих на развитие журналистской профессии.
«Ваше студенчество выпало на время, когда происходит трансформация журналистской профессии, которую можно назвать смертью СМИ как источника фактов. Сегодня достоверность сведений оказалась принесена в жертву «трафику»», — заявил В.Р. Легойда.
«Еще недавно один из базовых, фундаментальных стандартов журналистики звучал так: журналист обязан проверять факты, в идеале используя при этом три источника. До сих пор во многих редакциях, в том числе и в западных, существует отдельная ставка так называемого «пруфридера» — специалиста, который выверяет названия, имена, цифры и прочее», — добавил он.
По словам представителя Церкви, существовавшее ранее разделение изданий на «качественные» и «некачественные», в зависимости от их объективности, в наши дни во многом утратило свою актуальность — с точки зрения темы проверки фактов.
Председатель Синодального отдела напомнил, что зачастую жертвами недобросовестных журналистов становятся реальные люди, непроверенные новости о частной жизни которых бесцеремонно выносятся на всеобщее обозрение. По его словам, тенденция роста количества непроверенных и заведомо лживых «новостей» сохранится и даже усилится в ближайшем будущем.
«Я думаю, завтра будет только хуже. Причина та же — это погоня за «трафиком», просмотрами. Скоро информационные технологии позволят создавать цифровую модель человека и выкладывать «видеозаписи» с ним, неотличимые от настоящих. Это реальность завтрашнего дня. И если раньше проверять факты был обязан журналист, то теперь это вынужден делать читатель, слушатель или зритель», — заключил В.Р. Легойда.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ