Начальная школа есть преддверие Церкви
В преддверии Дня знаний публикуем материал о церковно-приходской школе дореволюционного Скорбященского женского монастыря.
«Без грамоты – как без свечки в потемках» – гласит русская пословица. Это хорошо понимали наши предки.
В Скорбященской женской богадельне Нижнетагильского завода школа грамоты для девочек появилась в конце XIX века – в 1897 году. К 1 октября 1901 года специально для нее на средства общины в сумме 3414 руб. 50 коп. было построено двухэтажное каменное здание с калориферным отоплением. Оно располагалось неподалеку от Скорбященского кладбищенского храма за Невьянским трактом.
Здание церковно-приходской школы Скорбященского женского монастыря. После реставрации в нем планируется открытие Духовно-просветительского центра Нижнетагильской епархии
Первым заведующим и законоучителем школы был о. Николай Воецкий, служивший во Введенском храме, к которому была приписана Скорбященская церковь. Батюшка, окормлявший также и Вязовскую школу грамоты, неустанно искал средства на содержание школы. Также он подобрал для учебного заведения способных учительниц из числа сестер общины и сам с усердием и любовью занимался с детьми Законом Божиим. Результаты обучения девочек были настолько успешны, что по его ходатайству с 1 сентября 1902 года школа была преобразована в церковно-приходскую. В ней обучались 44 ученицы. Во время Первой мировой войны Скорбященский женский монастырь взял на свое попечение 36 девочек-сирот, которые тоже воспитывались и учились в школе обители.
Некоторые ученицы, родители которых имели средства на обучение, потом поступали в Павло-Анатольевскую женскую гимназию, открытую в 1903 году, а некоторые – в Екатеринбургское епархиальное женское училище. Впереди их ждало поприще домашней учительницы или учительницы начальных классов. Так, например, училась в Нижнетагильской гимназии воспитанница игумении Марии (Крузе) Клавдия Черных, оказавшаяся в монастыре в 3-летнем возрасте по благословению умирающей матери и получившая наследство от нее.
О качестве образования в монастырской школе можно судить по истории жизни одной из насельниц Скорбященской обители. Агафья Колобова попала в монастырь в десятилетнем возрасте после смерти отца, работавшего на Турьинском медном руднике кузнецом. Окончив церковно-приходскую школу монастыря, она в советское время работала заведующей почтой, была суфлером в самодеятельном театре, чтецом титров немого кино в кинематографе.
Сестры Колобовы — воспитанницы Скорбященского женского монастыря: старшая Евдокия, младшая Агафья
В России начала ХХ века все церковно-приходские школы разделялись на одноклассные и двухклассные. В одноклассных, к которым первоначально относилась и Скорбященская школа, обучали в течение двух лет Закону Божию, церковному пению, письму, арифметике и чтению. В двухклассных школах с 3-хлетним курсом обучения ко всем этим предметам добавлялась ещё и история. По рассказам В. Михальянц, ее бабушка училась в монастырской школе 3 года, из чего можно сделать вывод, что из одноклассной Скорбященская монастырская церковно-приходская школа была преобразована в двухклассную, но официальных данных об этом мы пока не имеем.
Попечителем Скорбященской школы долгие годы являлся купец Алексей Анфиногенович Железнов, 8 лет состоявший старостой храма. В 1901 году он выделил на достройку школы 350 руб. (по другим сведениям – 300 и 369 руб.). Он ежегодно, даже после переезда в г. Екатеринбург, а потом в г. Златоуст, жертвовал 30–45 рублей на награды лучшим ученицам и материальную поддержку учителей. За деятельность в качестве старосты и попечителя школы Алексей Анфиногенович получил архипастырское благословение с выдачей свидетельства. Также серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее в 1913 году был пожалован тагильский купец Яков Ефимович Семенов. Эта награда вручалась людям, отличившимся в деле народного образования: учителям и попечителям школ. По всей видимости, в 1910-е годы забота о монастырской школе легла на его плечи.
Многие годы Скорбященская церковно-приходская школа являлась одной из лучших школ Верхотурского уезда. В 1913 году она названа первой по обучению письму.
Отличительной особенностью школы было обучение девочек церковному пению по нотным книгам, хотя в большинстве школ учили петь по слуху или не учили петь вообще. Обычные крестьянские девицы могли переписать ноты и петь по ним на 3 голоса Всенощное бдение и Божественную литургию. Регент монастырского хора Александра Егорова обучилась нотной грамоте именно в школе, так как поступила в богадельню в 7-летнем возрасте. Также переписывала ноты рясофорная послушница Миропия Волкова (в будущем монахиня Дарья). Последним до революции 1917 года регентом была Александра Курочкина, тоже окончившая церковно-приходскую школу. Монастырский хор являлся одним из лучших в Нижнетагильском заводе и принимал участие в важных событиях, в том числе и в архиерейских богослужениях. В «Послужном списке сестер Скорбященского женского монастыря за 1908 и 1913 гг.» указаны фамилии 32 певчих, и многие из них прошли курс обучения музыке при монастыре.
В церковно-приходской школе также велись занятия по рукоделию. Девочек обучали вязанию, шитью, плетению кружев, вышиванию, изготовлению искусственных цветов. После закрытия обители именно рукоделием зарабатывали сестры хлеб насущный.
15 сентября 1902 года, когда Скорбященская богадельня уже была преобразована в общину, владыка Екатеринбургский и Ирбитский Никанор (Каменский) посетил новую и хорошо обставленную школу, которой оказался очень доволен. По мнению архиерея, «начальная школа есть преддверие Церкви». Его преемники тоже неоднократно посещали учебное заведение. Так, в 1904 году в общину приехал епископ Владимир (Соколовский-Автономов) и провел экзамен: спрашивал у учениц знание молитв и заповедей, чтение на русском и церковно-славянском языке, после чего наградил камилавкой законоучителя школы о. Николая Воецкого.
Когда 23 октября (по новому стилю 6 ноября) 1904 года с переименованием Скорбященской общины в общежительный женский монастырь была открыта вакансия священника и вскоре после нескольких месяцев пребывания на ней о. Михаила Бирюкова ее занял о. Всеволод Черепанов, ему была передана забота о школе и о духовно-нравственном развитии ее воспитанниц. Батюшка Всеволод в течение 10-илетия ревностно исполнял обязанности заведующего школой, и на протяжении нескольких лет его называли одним из лучших законоучителей школ Верхотурского уезда. Впоследствии он стал настоятелем Введенского храма и благочинным 3-го церковного округа, а его место занял сын – иерей Леонид Черепанов, в будущем епископ Лев Нижнетагильский.
Первой учительницей школы обители была рясофорная послушница Александра Рыбакова, поступившая в Скорбященскую богадельню 28 марта 1892 года в возрасте 16 лет. В ее послужном списке написано: «Качеств хороших, к послушанию очень усердна и весьма способна» – и указано, что она имела звание учительницы начальной школы. Чтобы получить возможность работать с детьми, она должна была пройти испытания по программе, утвержденной Священным Синодом и включавшей в себя устный и письменный экзамен по Закону Божию, церковно-славянскому и русскому языкам, арифметике и др. предметам. В нашей епархии такие экзамены на звание учителей начальной школы проводились в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 1909 году за успехи в преподавании Александра Рыбакова была награждена серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на шее. Несколько лет ее помощницей была Н. Пермякова (имя, к сожалению, не известно). Другой учительницей школы была Августа Игнатьева родом из мещан г. Екатеринбурга. Она поступила в монастырь 16 августа 1908 года.
Медаль «За усердие» вручалась педагогам и попечителям церковно-приходских школ в начале ХХ в. за успехи в деле народного образования. Они были золотыми и серебряными, предназначались для ношения на шее и на груди
В связи с революционными событиями столетней давности изменился статус церковно-приходских школ. В 1917 году они вошли в систему всеобщего обучения под контролем общественного самоуправления. После Октябрьской революции о судьбе Скорбященской школы нам, к сожалению, ничего не известно.
Двухэтажному зданию бывшей церковно-приходской школы предстоит реставрация. В нем будет размещен Духовно-просветительский центр Нижнетагильской епархии. Весной 2017 года прихожане монастыря готовили здание к началу строительных работ, очищая его от мусора. Во время этих работ в двух помещениях частично был снят со стен слой известки, под которым открылись фрагменты явно дореволюционной фресковой живописи, сначала принятые за евангельские сюжеты, но чем больше расчищалась площадь изображения, становилось понятно, что это литературные сюжеты: А.С. Пушкин сидит на скамейке под дубом, а вокруг него герои его дивных сказок: ученый кот, 33 богатыря с дядькой Черномором и др. На второй стене неплохо сохранился другой сюжет: старик сидит у костра при свете луны. Неужели это горьковский Макар Чудра, тихо рассказывающий историю о цыгане Лойко Зобаре и гордой красавице Радде?
Фрагмент сюжетной росписи в кабинете церковно-приходской школы при Скорбященском монастыре. Март 2017 г.
Фрагмент сюжетной росписи в кабинете церковно-приходской школы при Скорбященском монастыре. Март 2017 г.
Удивила одна особенность: лица людей на изображениях были изрублены топором и зашпаклеваны, а потом все фрески были закрашены несколькими слоями известки или краски. Такая борьба с русской классикой, на лучших образцах которой воспитывали детей до революции в церковно-приходских школах, была в духе идей советской педагогики в начале 1920-х годов. Многие со школы помнят фрагмент из манифеста русских футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». Лозунги и идеи футуристов, некоторые из которых вошли в Наркомпрос, оказались востребованными в первые годы советской власти, когда подверглась беспощадной ломке старая царская система образования. Но зачем же стены рубить топором? Видимо, от жгучей ненависти…
Пройдет несколько лет, и на территории Нижнетагильской женской обители появится новая, советская, школа детского городка, о которой можно прочитать в недавно вышедшей книге Т.А. Багаутдиновой «С надеждой на будущее. О времени и о себе».
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского женского монастыря