Идеал семьи
Нижнетагильская и Серовская епархия и Скорбященский женский монастырь готовятся к празднованию дня святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. В преддверии праздника, который Русская Церковь отмечает 8 июля, публикуем этот материал.
Житие святых покровителей семьи – благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев – похоже на сказку. В нем есть и Агриков меч, и борьба героя со змеем, и его неизлечимая болезнь, чудесным образом исцеленная от отвара, на который подула дочь древолаза из деревни Ласково, и свадебный пир, и потеря, а потом приобретение княжества. И многие действия по-сказочному совершаются трижды: три раза посылал Петр сказать Февронии, что не может ждать окончания ее рукоделия и умирает, три раза по преставлении разъединяли люди их честные тела, положенные в одну гробницу. Не кажется ли сегодня пример вечной любви Петра и Февронии Муромских почти что нереальным, к живой человеческой жизни не относящимся?!
Но как возвышенно и трогательно звучат строки из жития святых покровителей семьи!
– Жду тебя, чтобы отойти вместе к Богу, – это последние слова мужа.
– Умираю вместе с тобой, – это последние слова жены.
Современный человек перестал воспринимать семейные узы как таинство, совершаемое Богом, брак как жизнь, лишь начинаемую на земле, но продолжающуюся в вечности, а отношение жены к мужу как послушание даже до смерти. История любви святых Петра и Февронии возвращает нас к этой одновременно высокой и простой мысли, дающей полноту счастья.
Есть у этой дивного по глубине чувства жития, похожего на сказку, автор – инок Ермолай Еразм, живший и творивший в середине XVI века. По благословению митрополита Макария к 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги, была написана им «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Она является утешением и людям семейным, и монашествующим (как известно, в старости святые приняли постриг с именами Давид и Ефросиния). Она пример и людям простым, и людям, облеченным властью, ведь Феврония творила добродетель не только когда была бедной крестьянкой, но и когда стала княгиней. «Повесть…» учит исправлять недостатки и пороки ближнего не гневом и яростью, а смирением и кротостью. Она запечатлевает единственное средство против блудного греха и всяческого бесовского наваждения – меч Агриков, найденный в алтаре храма, – образ Креста Господня. Вспомните начало жития: «Змей стал летать к жене князя Павла на блуд»? Победа князя Петра над змеем – проявление одновременно и жертвенности ради брата, и мужественности. Мужчина не может жениться и продолжить свой род, пока не испытает себя и физической, и духовной бранью.
Жизнь святых Муромских чудотворцев несет в себе идею неразрывности брачного союза, о котором учит Православная Церковь. «Вылечит – женюсь», – пообещал князь Петр, а когда получил просимое исцеление от Февронии, не женился на ней, уехал – нарушил данное слово. Уврачевать тело еще не значит уврачевать душу – этой духовной мудростью была наделена Феврония, велевшая одну болячку Петра оставить непомазанной. Не случайно Ермолай Еразм пишет, что у обманувшего Февронию князя Петра одна язва у самого сердца осталась. Не может мужчина быть излечен без жены, которую не примет в свою душу. И никакие его дары не помогут, если единственный Божий дар ей – это он сам. Когда мы читаем в житии святых супругов о том, что Петр после своего мнимого исцеления «послал ей подарки, а она не приняла, велела людям отдать», возникает мысль о Божьем предназначении одного другому. Авторы современных переложений «Повести…» рассказывают: как только князь Петр исполнил свое слово, ангелы на небесах его сразу повенчали с Февронией.
Путь семейной жизни трудный, но спасительный, ведущий в Царствие Небесное. «Пусть будет у тебя другая княгиня… Изгони Февронию, возьми себе какую угодно жену», – это искушение, предлагаемое дьяволом через бояр не только Петру, но и современным мужчинам. «Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи куда пожелаешь», – это искушение, предлагаемое дьяволом через муромских бояр не только Февронии, но и современным женщинам. Как это злободневно звучит: искушение прелюбодейством, властью и деньгами, преодолеть которое можно только истинной любовью! Любовь Февронии к князю жертвенная, потому Петр и пренебрег властью над княжеством своим, чтобы заповеди Божией не нарушить. Святая Феврония отвергает золото, предлагаемое ей боярами: «Не надо мне от вас ничего, кроме мужа моего Петра».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» напоминает нам и о сокровенности союза любящих сердец. «Князь дурочку взял за себя» – как это суждение бояр и боярынь близко вековым житейским оценкам: «он ей не пара» или «она ему не пара», «они не подходят друг другу». Кто кому пара или почему соединяются столь разные по социальному и материальному положению, душевным качествам мужчина и женщина, ведомо только Одному Всеведущему Богу. Митрополит Антоний Сурожский писал: «В одной древней рукописи Евангелия есть место, где спрашивают Христа: “Когда придет Царство Божие?” И Христос отвечает: “Царство Божие уже пришло там, где двое – уже не двое, а одно… ”». Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских научает нас ценить и беречь данное Богом сокровище – любовь, ведущую к спасению души.
Как много сокрыто мудрых мыслей в житии русских покровителей брака!
«Ангели земнии и человецы небеснии» Петр и Феврония сегодня являются покровителями и Нижнего Тагила. 7 июля 2013 г., в канун празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев, в Скорбященский женский монастырь были принесены икона святых покровителей семьи, любви и верности, написанная в г. Владимире, а также ковчег с частицами их честных мощей. Мощи были доставлены из Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего женского монастыря.
Принесение мощей свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских в Нижний Тагил 7 июля 2013 г.
В нашем городе уже стал традиционным праздник семьи, любви и верности 8 июля с архиерейским богослужением, концертом, ярмаркой, полевой кухней, народными гуляниями и играми для детей в Скорбященском женском монастыре.
Чтимый образ, перед которым дважды в месяц по воскресеньям совершается молебен, уже полюбился тагильчанам и паломникам, приезжающим в женский монастырь.
Появление этих святынь в обители связано с тем, что рядом с монастырем находится Нижнетагильский детский дом. Игумения Мария (Сташевская) рассказала: «В связи с тем, что рядом с нами проживают дети, нам казалось, что очень важно, чтобы была такая святыня, которая помогала бы им обретать семью. Когда мы с сестрами приехали на Урал в конце 2011 г., в первый год директор детского дома Нина Васильевна Макаренко нам говорила о том, что, к сожалению, очень мало люди берут детей в семьи: усыновляют или берут опекунство. Спустя год, наверное, как мощи прибыли к нам в обитель и мы много молились, испрашивая благословения Божьего для наших детей из детского дома, Нина Васильевна говорит: “Вы знаете, мы заметили, что значительно больше детей стали брать в семьи”, и мы связываем это именно с тем, что в монастыре есть такая святыня».
Для ребят из детского дома, кто хочет попросить у Бога и его святых угодников помощи в обретении новой семьи, в прошлом году были проведены специальные уроки и отслужены молебны. Матушка Мария убеждена, что до детей «удалось донести главную мысль, что необходимо учиться ждать, терпеть и просить у Бога, который обязательно услышит и поможет». Несколько воспитанников детского дома уже получили просимое – у них появились приемные родители.
Урок для детей детского дома № 1, желающих обрести семью
Святые Петр и Феврония слышат наши молитвенные просьбы и об обретении спутника жизни, и о добром воспитании детей, и о мудром руководстве людьми. Только обращаться к ним нужно как к живым от чистого сердца.
В. Чемезова, зав. архивным отделом Скорбященского монастыря