14 марта – День православной книги
25 декабря 2009 года на заседании Священного синода Русской православной церкви было принято решение учредить 14 марта ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги «Апостол», вышедшей 1 марта (по старому стилю) 1564 года.
«Наверное, имеет смысл в какой-то день особенно подумать и помолиться о книгоиздателях, о книгоиздании. Не может быть успеха в Церкви, если мы не сопровождаем своего делания сугубой молитвой». Это слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Издательского Совета 18 ноября 2009 г., легшие в основу будущего общецерковного празднования Дня православной книги. 25 декабря 2009 г. Священный Синод Русской Православной Церкви учредил общецерковное празднование Дня православной книги, а Архиерейский Собор 2011 года утвердил данное решение.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов»)- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
«Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана «старопечатным» стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских.
Появление печатной книги изменило жизнь людей. Раньше, чтобы передать информацию в письменном виде, нужно было писать от руки, и написание книг отнимало много времени и сил. Этому делу посвящали себя монашествующие. Ежедневно в монастырях на протяжении долгих часов монахи переписывали книги, и все равно книг не могло появиться столько, сколько требовалось. Изобретенное в Западной Европе книгопечатание на Руси впервые осуществилось трудами диакона Ивана Фёдорова.
На Руси монастырская жизнь и просвещение были нераздельными понятиями, так как древние русские обители были очагами просвещения и письменности, центрами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на русский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения (причем не только духовного содержания), летописи.
Изобретение книгопечатания резко повысило просвещение народа и развитие книжной культуры Древней Руси. Причем появление книгопечатания на Руси было нераздельно связано с церковным просвещением. Ведь первыми книгами первопечатника диакона Иоанна Федорова были богослужебные «Апостол», «Евангелие» и «Псалтирь». Так что и в этом вопросе православная традиция оставалась двигателем развития книжности на русской земле.
Книга имеет огромное значение в жизни каждого человека и общества в целом. Она не только хранительница памяти о прошлом, но раскрывает перед человеком будущее. Мы должны отдать должное тем, кто изобрел книгопечатание. Если бы не было печатной книги, то человечество не достигло бы такого уровня цивилизации, который есть сегодня. Изобретение книгопечатания дало большой толчок в развитии знаний. Через книгу научные достижения стали иметь широкое распространение и переходить от поколения к поколению; книгопечатание культурно обогатило народы, человечество стало передавать друг другу знания о Боге, о мире, основы своей веры и нравственности, через книгу получил развитие культурный обмен не только между разными народами, но между поколениями. Ее влияние на жизнь человечества определяющее, и мы можем предвидеть, каким будет будущее человека и общества по тому, что читают люди.
ХХI век поставил перед человеком много разных вопросов. Не всегда можно встретиться со священником, который смог бы ответить на них, и невозможно на проповеди в храме услышать ответы на все волнующие вопросы, поэтому церковная литература на сегодняшний день является неотъемлемым и важнейшим компонентом христианской миссии. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, современный человек не может быть христианином без чтения литературы, раскрывающей Православие. Любовь к Священному Писанию и православной книге должна быть у каждого человека, считающего себя принадлежащим к Церкви. Нам следует помнить то, что Евангелие это дыхание Жизни. Вера должна охватывать всю жизнь человека, поэтому ее раскрытие должно быть не менее разносторонним, чем и сама жизнь. По этим причинам издание православной литературы это одно из приоритетных направлений церковной деятельности, главнейший способ проповеди в наше время.
День православной книги был учрежден для того, чтобы мы задумались о своем отношении к книге, научились выбирать книги, полюбили чтение и через это замечательное действо формировали себя нравственно чистыми, интеллектуально сильными, физически здоровыми, любящими свою страну, любящими свой народ, любящими свою Церковь, любящими своих родителей, своих братьев и сестер — Людьми с большой буквы. Пусть Господь поможет нам через чтение книг вступить на путь умственного, нравственного и духовного совершенствования, к которому Он нас призывает.
С праздником православной книги!
Храм преподобного Максима Исповедника