Читаю Новый Завет, а грехи возвращают в Ветхий…
2 марта в Скорбященском монастыре чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского закончилось богослужением во главе с Преосвященным Иннокентием, епископом Нижнетагильским и Серовским.
Завершилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который прочитывается на первой седмице Святой Четыредесятницы, богослужение, совершаемое на Великом повечерии всей Православной Церковью. Четвертая часть канона в Скорбященском монастыре читалась во главе с епископом Нижнетагильским и Серовским Иннокентием.
Читая канон преподобного Андрея Критского, мы то и дело слышим, как преподобный Андрей приводит в каноне примеры человеческих страстей, грехов, гнева, непотребных деяний из Ветхого Завета. Мы, живущие во времена Новозаветные, не всегда способны понять, для чего это нужно? Кажется, что он убеждает нас с вами поверить в то, что мы грешные.
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события жизни, дела Божии в прошлом, как дела, касающиеся каждого человека и его спасения, трагедия греха и измены как личная трагедия.
Каждый читающий понимает: это моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?
Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: это я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
В подготовке материала использован труд протопресвитера Александра Шмемана «Вера и Церковь. Великий пост».
Скорбященский женский монастрырь