Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга
19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваше Высокопреподобие, отец Богдан! Уважаемый Николай Николаевич Цуканов, полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Богдан, за добрые слова, которые Вы сказали, и засвидетельствовать, что с этим собором у меня действительно очень тесная духовная связь начиная с самого раннего детства. Жизнь послевоенного Ленинграда не могла предполагать постоянной связи верующих с каким-то одним храмом. Понятие «приход» было очень условным, потому что церквей было мало, а город был большим. Поэтому верующие обычно ездили по разным храмам, особенно если в том или ином храме совершалось торжественное богослужение. Вот и так мы, проживая на 13-й линии Васильевского острова, в очень стесненных обстоятельствах, как жил тогда и весь наш народ, посещали близлежащие храмы. А таковыми были храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, Никольский Богоявленский собор, в то время кафедральный, и Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Мои первые церковные впечатления связаны с этими храмами, в которых и произошло мое становление как человека православного, уже в отроческие годы сознательно воспринимавшего свою веру.
Сегодня мы прославляем память великого угодника Божия — святителя и чудотворца Николая. В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23). В послании содержатся очень важные слова апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим». Обращаясь к общине, он призывал верующих повиноваться старейшинам, пресвитерам, тем, на кого самими апостолами было возложено служение по продолжению дел Господа и Спасителя. Ведь Церковь продолжает дело спасения, и епископы, пресвитеры раннехристианских общин, к которым и обращался апостол Павел, несли это великое служение. И, конечно, призыв апостола повиноваться наставникам означал повиновение Божественному слову, которое христианские служители проповедовали миру через свои общины.
Прошли времена, из жизни ушли те, кто видел Господа и Спасителя, как и те, кто был поставлен на церковное служение апостолами. Тогда служение Божественной истине, повиноваться которой призывал апостол Павел, перешло к их преемникам, в первую очередь епископам, многие из которых стали святителями не только по наименованию, но и по жизни своей. Одним из них был и святитель и чудотворец Николай. Он провозглашал ту же Божественную истину, которую провозглашали первые преемники апостолов. Но если бы истина провозглашалась так же, как и за 300 лет до рождения святителя и чудотворца Николая, то, наверное, не все бы принимали ее так, как принимали из уст святителя Николая и последующих святителей, многие из которых оставили замечательные творения, именуемые святоотеческими, ставшие великим наследием Православной Церкви. Когда вчитываешься в эти творения, понимаешь, что святые отцы провозглашали ту же истину, что и апостолы. Они были свидетелями того же откровения, но обращались к своим современникам, и в их произведениях дивным образом актуализировалась Божественная истина. Так происходило на протяжении всей истории Церкви — святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам.
У нас не сохранилось писаний святителя и чудотворца Николая, но сохранилось его житие. Это житие святого человека. А что такое святость? Святость — это и есть актуализация Божественного слова в человеческой личности, и если бы этой актуализации не было, то, наверное, люди не воспринимали бы его как слово живое. Каждое последующее поколение, открывая Евангелие, воспринимает этот текст как живое Божественное слово именно потому, что оно отобразилось во всей истории Церкви. Оно отобразилось, в первую очередь в жизни святителей, имена которых Церковь бережно сохраняет и которым возносит богослужебное поклонение. Таким ярчайшим представителем веры Христовой, свидетелем чистоты, неизменности и вечности Евангелия был святитель и чудотворец Николай, жизнью и трудами своими запечатлевший верность Господу и Божественному слову. Вот почему мы особенно почитаем этих выдающихся людей. Мы возносим им сегодня молитвы как живым. Ведь никто, подходя к образу святителя Николая, не вспоминает его как человека давно умершего. Через чудотворный образ, в том числе находящийся в этом храме, святитель Николай является нам живым. Это ли не актуализация Божественной истины? И каждый умом и сердцем воспринимает его как живого, как пребывающего с нами.
Очень рад видеть сегодня в этом храме высоких представителей руководства Балтийского флота. Никольский собор был посвящен флоту. Здесь всегда молились за наших флотоводцев, за наших моряков, и собор был назван в честь святителя Николая, потому что именно он является покровителем всех мореходов. И кто только не проходил через эти стены! Это и герои нашего парусного флота, боровшиеся за независимость и за достоинство нашего Отечества, и флотоводцы последующих времен, которые уходили из этих стен в опасные военные походы, в том числе и те, кто так и не вернулся на берега Невы.
Рад, что происходит духовное возрождение в российской армии и на флоте. Однажды, посещая далекую базу подводных лодок стратегического назначения Российской Федерации в Вилючинске под Петропавловском-Камчатским, я спросил руководство этой базы: «А много ли у вас верующих людей?» (Речь тогда шла о создании храма). Командующий базой с улыбкой отметил: «Там, под водой, неверующих нет». И мы знаем, что наш Военно-морской флот всегда был опорой веры и защитником нашего Отечества. Дай Бог, чтобы так и было, чтобы наши Вооруженные силы и Военно-морской флот всегда были способны защищать Отечество. А делать это самоотверженно, не щадя живота своего, можно только тогда, когда ты веришь в вечную жизнь и понимаешь, что со смертью человеческое бытие не прекращается. Сегодня мы переживаем всестороннее развитие жизни нашего Отечества, и, может быть, самое главное, мы являемся свидетелями укрепления веры православной в душах наших людей, и молимся святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он не оставил Отечество наше, наш Военно-морской флот, не оставил всех тех, кто с верой обращается к нему, испрашивая ходатайство пред лицом Божиим.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси