Записки паломника. Паломничество в Крым

Вот мы и съездили в Крым. Мы – это 7 молодых людей из актива ОДМ Нижнетагильской епархии, а также руководитель Отдела по делам молодежи Нижнетагильской епархии протоиерей Димитрий, всего 8 человек.

Приглашены в поездку были все, кто видел объявление, но смельчаков больше не оказалось. Готовились тщательно за несколько месяцев до поездки: прорабатывали маршрут, смотрели
достопримечательности Крыма, искали адреса храмов и монастырей. С собой решили взять небольшую лодку, мотор и снаряжение для подводной охоты. Началось наше паломничество 17 июля 2017г. в день памяти святых Царственных Страстотерпцев.

День первый. По традиции мы начали путешествие в Крым в день престольного праздника «Храма во имя святых Царственных Страстотерпцев». Литургия началась в 6.00 и закончилась рано. После праздничной трапезы и пожеланий хорошей дороги сели в две машины и в 10.00 отправились в путь.

В первой машине ехали: водитель – Алексей, штурман Евгений, он же сменный водитель для обоих машин, а также Виталий, который следил за питанием ребят в дороге. Во второй машине водителем был о. Димитрий, Георгий, Домна – штурманы, Мария – видео оператор, и я, Татьяна, фотограф.

Прежде, чем доехать до Крыма, нам предстояло преодолеть несколько областей и паромную переправу через Керченский пролив. Так как хотели добраться до Крыма как можно скорее, то ехали ночью, поспав в машине 2-4 часа. Питались по пути в столовых, к тому же в каждой машине были дополнительные продукты.

Чем дальше мы уезжали из своей области, тем становилось теплее. Проехали Пермский край. К вечеру пошел сильный дождь, который мы пытались обогнать. Так на перегонки с дождем доехали до Башкортостана. Где-то здесь закончился асфальт и началась не то размытая дождем объездная дорога, не то забытая всеми и незаконченная трасса. Жидкая глина, временами смешанная с гравием — это то покрытие, по которому нам пришлось ехать на протяжении нескольких километров. Зато мы поняли, что можем молиться гораздо усерднее, чем обычно: даже на небольшой скорости машины заносило и разворачивало. Казалось, что за окном не середина лета, а зима и под колесами не глина, а лед, припорошенный снегом.

Эту небольшую неприятность мы преодолели благополучно и уже поздно ночью остановились на ужин в кафе.

День второй. Общий километраж маршрута составлял около 3400 км. до конечной точки нашего маршрута п. Новоозерное, республики Крым. Поэтому решили на сон не тратить много времени, поспали прямо в машинах 1,5 — 2 часа и поехали дальше. Ночью проехали Самарскую область, ближе к полудню въехали в Саратовскую. Поснимали реку Волгу.

Позавтракали в кафе.  Стало заметно теплее. Уральские горы остались далеко позади, за окном теперь мелькали бескрайние степи. По объездной проехали Саратов и въехали в Волгоградскую область. Золотые пшеничные поля сменялись здесь полями подсолнечника.

Временами попадались участки дорог с ремонтными работами, которые мы проезжали достаточно быстро: пробок нигде не было. Проехали по Волгограду, сфотографировали скульптуру «Родина-Мать». Поехали в сторону Ростова-на-Дону. По плану завтра мы должны доехать до переправы. Красивый багровый закат завершил второй день нашей поездки.

День третий. По дороге все больше стало попадаться храмов и часовен. Подсолнухи на полях стали все чаще сменяться полями кукурузы. Остановило ГАИ: здесь недалеко от границы. Проверили документы, пожелали доброго пути. Проехали Ростовскую область. Теперь мы уже в Краснодарском крае.

Многочисленные комбайны убирают созревший урожай пшеницы. До переправы остались считанные часы. Появились фруктовые поля и виноградники, стелы и памятники с военной техникой, а также первые указатели на порт «Кавказ».  За два часа до прибытия в порт забронировали билеты через сайт «Госпаром».  Это дало нам преимущество погрузиться на паром одними из первых.

Проезжая по берегу Азовского моря, по дороге в порт, видели на море вздымающиеся белые волны — штормило. В порт ехали по косе между Черным морем с одной стороны и Азовским — с другой.  Ближе к порту стали попадаться электронные табло со штормовым предупреждением и возможностью отмены паромных рейсов. Но все обошлось благополучно. В порт мы прибыли вовремя, билеты получили, таможенный досмотр прошли и на паром погрузились. На все у нас ушло не более двух часов. Паромы впечатлили: наш паром «Елена» может вместить 140 авто и 510 пассажиров. Нашу первую машину определили на нижний уровень парома. Вторая машина заняла свое место на верхнем уровне. Так как море штормило, верхняя палуба для пассажиров была закрыта. Тем не менее, нам удалось вдоволь насмотреться на море и пофотографироваться. Всего полчаса переправы через Керченский пролив, и мы в Крыму, а именно, в Керчи.

Крым встретил нас серыми постройками советских времен и таким же серым пасмурным небом. В Керчи решили не останавливаться — нужно проехать как можно больше. В Феодосии, уже поздно вечером, решили переночевать и сняли две комнаты. Завтра мы будем уже в Новоозерном.

День четвертый. За окнами снятого накануне номера абрикосовые деревья с сочными плодами и вьющийся по стенам, еще зеленый, виноград. Совсем недалеко православный храм в честь великомученицы Екатерины, построенный в русском стиле. Немного огляделись и снова в путь. Ехать до Новоозерного осталось около 200 км. Погода налаживалась, дорога радовала — все предвкушали скорый отдых. Проехали по горному Крыму до Симферополя — всюду указатели на достопримечательности. Много красивых южных растений, цветущих деревьев и роз. Много огромных вывесок с высказываниями президента РФ о стабилизации жизни в Крыму. А в Евпатории к ним прибавились вывески с изображением царя-страстотерпца Николая Второго: «Наша история — Великая. Наш Государь — Святой!» Здесь уже горы закончились и появились степи, а на них ветрогенераторы или по-простому ветряки.

В Новоозерном подъехали к храму и решили зайти. Храм во имя апостола Андрея Первозванного оказался строящимся и закрытым. Расспросив местную жительницу о подводной охоте, достопримечательностях, мы решили ехать дальше в п. Мирный. Почти случайно заехали на Южную косу поселка: место просто изумительное! С одной стороны — Черное море, с другой — озеро Донузлав. Нам очень повезло: мы смогли снять квартирку на втором этаже с кухней, кондиционером и прочими удобствами за 1500 рублей в сутки.

Поднявшись на второй этаж, мы попали на небольшой полузакрытый балкончик с видом на озеро. Оттуда прошли в небольшую кухню, где слева вход в совмещенный туалет и душ, а далее комната с 3-мя кроватями и дополнительными матрасами. Из окон комнаты открылся вид на Черное море. Решили пообедать в местном кафе и заодно осмотреться.

Если идти по улице Центральной, на которой мы и жили, то попадаешь в небольшую часовенку во имя святителя Николая Чудотворца. Там мы спели тропарь святителю. А затем нашли небольшой ресторанчик: еда здесь вкусная, но дорогая. Пока ждали выполнения заказов, позвонили своим родным, рассказали, как добрались до места.  На улице жарко и хочется искупаться. Решаем сначала обследовать озеро.

Озеро Донузлавсамое глубокое озеро в Крыму и крупнейшее озеро Черноморского района.  До 1961 оно было именно озером, но, в результате строительства военно-морской базы, перешеек, разделяющий озеро и воды Чёрного моря, был разрыт и озеро было соединено с Чёрным морем. Вода в нем соленая, но в верховье пресная.

Метрах в 20 от берега виднеется полоска темно-желтого цвета. Мы долго ломали голову: что же это такое? Наши ребята туда сплавали. Это оказалась тоже коса, но уже в озере! И вода там по колено, дно песчаное, с малочисленными водорослями. Там очень хорошо собирать коллекции ракушек. Георгий нашел на мелководье краба и провел с ним фотосессию.

Мы все вдоволь накупались — вода в озере теплая. Для сравнения сходили на море. Море оказалось холодным и полным медуз. Вечером мы ели рожки с тушенкой и планировали следующий день. Решили, что готовить будем сами: все необходимое для этого у нас есть. Поужинали и легли спать.

День пятый. Утром позавтракали кашей и вермишелью быстрого приготовления. Ребята достали мотор и надули лодку. Сегодня у них начинается подводная охота. Мы, девушки, сходили на небольшой рынок, где купили несколько разновидностей рыбы холодного копчения: барабульку, похожую на нашу плотвичку, саргана с длинным пикоообразным носом, копченых лангустинов, которые на вкус всем не очень понравились, и  шашлычки из мидий. В другой лавке купили вкусный арбуз. Потом мы снова купались — то в озере, то в море.

Фотографировались с медузами и играли на пляже в футбол. Песчаный берег, палящее солнце, деревянные зонтики, и трехцветное море: у берега беловато — розовое, далее нежно — голубое, а вдалеке синеватое – таким это все мне запомнилось.  Медузы в море разных размеров и расцветок: попадались голубые и прозрачно-белые, с красивой темно-синей окантовкой, и с ромбами в форме креста. Некоторые медузы были размером с маленькое кофейное блюдце, а другие с большую суповую тарелку.

С охотой ребятам не повезло, но зато они нам рассказали про скатов, важно и неспешно плавающих в озере, а мы их накормили рыбой, купленной на рынке, и картофельным пюре. А вечером, когда стемнело, гуляли по берегу и разговаривали.

День шестой. Вечером решили ехать в Евпаторию на Всенощное бдение. Но, так как встали рано, решили покататься по озеру на доске. Идея всем понравилась. Прикрепили доску к лодке с мотором и по очереди катались, лежа на ней.

После обеда стали собираться на службу. Поехали на одной восьмиместной машине. В навигатор забили адрес храма в честь пророка Божия Илии. Очень величественный, построенный греками и в греческом стиле в начале 20 века, храм впечатлил. К сожалению, внутри он оказался не таким впечатляющим. Иконы и настенные росписи немного не вписывались во внешний, по-византийски строгий, образ храма.

Узнали, что служба начнется только через час, и пошли погулять по набережной Евпатории. Здесь же, на набережной, проходил Крымский фестиваль казачьей культуры. Завидев священника, многие казаки подходили благословляться.

Уже после службы решили зайти в Собор во имя святителя Николая, купола которого виднелись неподалеку. Свято-Николаевский Собор— второй в Крыму по высоте, площади и вместимости. Одновременно в соборе могут находиться 2000 прихожан. После храма заехали в местный супермаркет под названием «Пуд». Цены там оказались на уровне наших, поэтому закупили продукты и поехали домой. За ужином решили после Литургии съездить в Ливадийский дворец.

День седьмой. Встали в 6 утра и поехали в Евпаторию. Отец Димитрий сослужил с настоятелем о.Георгием. Мы все причащались.  После службы поехали в Ливадию, а точнее в Ливадийский дворец — летнюю резиденцию царя Николай Второго с семьей. Дорога вилась серпантинами, впереди открывались шикарные виды на горы и море. Слева виднелась гора Аю-Даг, похожая на спящего медведя. Посмотрели на Ялту сверху, сказочно красивую в окружении гор и моря. В Ливадии оставили машину на стоянке и метров 100 поднимались вверх, прошли через ворота и попали на дорожку, ведущую к дворцу. Купили билеты на экскурсию, посвященную семье Романовых, и т. к. было немного времени до экскурсии, побродили по аллеям около дворца. Затем пошли уже в сам дворец на экскурсию. Провели нас по разным залам, причем, каждый из них не повторял другой ни в чем. Показали нам красивые внутренние дворики, поднялись мы и на 2-й этаж, где был лифт. Стены украшали множество фотографий Царской семьи, письма, пейзажи тех мест.  Спустившись на первый этаж, по другой лестнице, перед самым выходом, попали в комнату, где можно было на большом экране посмотреть, полистать различные собранные сведения о времени при Царе, о Царской семье. Выйдя из дворца, попали в домовую Крестовоздвиженскую церковь, где помогали служить Княжны. Там были личные вещи Царской Семьи, различные награды того времени. Выйдя из дворца, хотели еще съездить на канатную дорогу, но, узнав, что она уже закрыта для посещения, поехали домой, т.к. очень устали. Купили свежего инжира и 3 арбуза. До позднего вечера сидели на балконе и разговаривали.

День восьмой. Решили хорошо отдохнуть перед дорогой: в основном все купались, вечером последний раз прогулялись по набережной, постреляли в тире, сходили вдоль косы до закрытой территории.  Поужинали на нашем балкончике и крепко уснули.

День девятый. Встали, позавтракали и начали быстро собираться. В 9 утра все уже было готово, последние фото нашего домика, сдаем ключи хозяйке и отъезжаем. Уезжать не хотелось: всем здесь понравилось. Ну вот, мы в машинах и едем назад, домой, где нас уже ждут родные, друзья, близкие.

Обратный путь занял у нас 3 суток. По пути остановились набрать диких абрикосов, которые росли по сторонам дороги, как у нас яблоня дичка. Потом была все та же таможня, паспортный контроль, досмотр машин, паром «Елена», и вот, к вечеру вторника, мы прибываем в порт «Кавказ».

К вечеру среды стало заметно холодать, мы повеселели, что приближаемся к дому. Несколько раз стояли в километровых пробках из-за ремонта дорог. В четверг, проезжая Башкирию, думали ночью быть уже дома, но наши водители так устали, что мы решили передохнуть. Поспали в машине и поехали дальше. Ранним утром ехали то вниз, то вверх в пелене густого тумана. И поднимаясь на верх, на очередную горку, внизу увидели машины, которые как будто плыли по белому, призрачному морю. Уже проезжая по Свердловской области, застали рассвет: на полях лежит белый туман и солнце, вставая, просвечивает сквозь него. Все-таки правду говорят: в гостях хорошо, а дома лучше.

Домой приехали в 8.30 утра. Жаль, что все хорошее заканчивается так быстро.  Слава Богу за все!

(текст и пунктуация автора)

Член актива Отдела по делам молодежи

Нижнетагильской епархии

Татьяна Земзюлина.

Смотрите на сайте ОДМ фильмы о паломничестве