История Свято-Троицкого кафедрального собора г. Нижнего Тагила

С._М._Прокудин-Горский

С. М. Прокудин-Горский. Демидовский медный рудник. Вышка.

В конце XVII века, после раскола Русской Православной Церкви вследствие реформы Патриарха Никона, русские люди, придерживающиеся старого обряда, хлынули на восток, подальше от «государева ока».  Пользуясь поддержкой и покровительством местных заводовладельцев Демидовых многие из них остались на уральской земле, в том числе и в Нижнетагильском горнозаводском поселке.

У тагильских старообрядцев, как и у старообрядцев других районов Урала, было страстное желание иметь собственных епископа и духовенство. На первых порах с отправлением духовных треб у них проблем не было, обходились при помощи беглопришедшего в Нижний Тагил попа Иоанна, в монашестве отца Иова. А когда он умер, то место его предложили всеми уважаемому Андрею Ивановичу Рябинину. В церковной литературе о нем сказано, что происходил он из знатного рода московских князей Хованских. Возможно, страх за опальное прошлое близких родственников, обвиненных в государевой измене и сговоре с бунтовавшими стрельцами, подтолкнул семью Андрея Ивановича уйти из Москвы в леса Висимской слободы на Урале. Прожив некоторое время в скитах, Андрей Иванович под фамилией Рябинина появился в Нижнем Тагиле, стал заниматься торговлей.

Ревностный поборник старины, Рябинин в 1745 г. близ келий Иова построил деревянную часовню, которая, прада, спустя четыре года сгорела. Взамен он возвел в 1781 г. каменную, с келиями для женщин-послушниц. Из множества святынь Русского Православия он особенно чтил Успенский собор в Москве и в своей часовне повесил икону Успения Божией Матери, украшенную цветными каменьями. По смерти своей Рябинин завещал часовню передать раскольникам, которые считали большой честью стать в числе ее прихожан. Часовня впоследствии оказалась оплотом Нижнетагильского Свято-Троицкого общества.

Вид_храма._Фото_кон._XIX_в

Вид Свято-Троицкого храма. Фото кон. XIX в.

Начало XIX века ознаменовалось в истории Русской Православной Церкви введением единоверия на правилах, установленных осенью 1800 г. московским митрополитом Платоном. В этих правилах делается ссылка на государя императора, позволившего старообрядцам принимать единоверческую церковь, где они могли бы отправлять все религиозные обряды не тайно, а «как христианам подобает». В пояснении сказано, что староверы должны таковую царскую милость принимать с благоговением, так как единоверческая церковь не нарушает их старой веры, а укрепляет: священников они получат по их желанию, служить те будут по старым обрядам, перстоложение при молитвах разрешалось двумя пальцами, как вводилось ранее.

Несмотря на внешние заманчивые посулы, подавляющее большинство старообрядцев оставалось на прежних своих позициях. Дело в том, что единоверческая церковь подчинялась Святейшему Синоду, который еще недавно занимался борьбой с «еретиками и раскольниками», а значит, был в руках «антихриста и сатаны».

С введением единоверия в Пермской губернии появились и его пропагандисты – православные миссионеры. В мае 1829 г. в Перми была учреждена противораскольническая миссия. По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского поселка усилилась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство стремилось обратить все старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, однако встретило сильное организованное сопротивление раскольников.

В мае 1837 г. Урал посетил наследник царского престола Александр Николаевич.  Высокому гостю, несмотря на строжайшие запреты «ничего не просить у наследника», смогли передать «Записку о стесненном положении старообрядческого общества». В ней раскольники просили не опечатывать часовни, не обращать Свято-Троицкую часовню в единоверческую церковь, дозволить иметь самоприходящих попов и ослабить действие миссии на раскол. «Записку» рассматривал камергер В. В. Скрипицын, по делам раскольников специально посланный на Урал с царевичем. В сентябре 1837 г. он вновь приехал в Нижний Тагил и старшинам Свято-Троицкой часовни объявил: «Сообщаю вам волю Его Величества: удобнее престать солнцу от течения своего и земле дрогнуть, нежели измениться слову царскому». И пояснил, что слово царское заключалось в отказе их просьб как незаконных. Старшины могут просить у епархиального начальства отправления духовных треб по старопечатным книгам и древним обычаям, опять же в рамках единоверия.

Деятельность православных миссионеров тем временем усилилась, многие старообрядцы приняли решение принять единоверие. Особенную активность проявил тагильский крестьянин Федор Агафонович Уткин, который сплотил вокруг себя более 50 семейств тагильских старообрядцев. 4 апреля 1837 г. они вынесли приговор на принятие единоверческого священства и просили подыскать им достойного кандидата в священники и помочь им в овладении Свято-Троицкой часовни.

Клирик_храма._Фото_нач._XX_в.

Священник Свято-Троицкого прихода с семьей. Фото нач. XX в.

Священника подыскали, им стал дьякон шадринской Николаевской церкви Иоанн Стефанович Пырьев. 25 мая 1837 г. сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о том, что хотят занять часовню с учетом предписания главного начальника Уральских гонных заводов (от 20 февраля 1835 г.), позволявшего строить церкви и обращать в таковые часовни.

20 февраля 1840 г. Николай I разрешает Свято-Троицкую часовню передать единоверцам, а 30 марта началась сама передача ее комиссией в составе управляющих заводов Д. В. Белова, П. Д. Данилова, Ф. И. Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П. Ф. Львова и священника И. С. Пырьева с понятыми. Полицейские оцепили ограду часовни.

Узнав о передаче часовни единоверцам, раскольники разогнали оцепление и стали стеречь свою святыню. Начались смута и беспорядок. Ф. И. Швецов – авторитетнейший из людей Нижнего Тагила, пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что попа в часовню не пустят. Тогда губернатор Огарев срочно послал с нарочным министру внутренних дел сообщение о том, что творится в Тагиле, в котором просил санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Доложили императору, тот краток и категоричен: «Очистить часовню от мятежников, оставя ее в распоряжении священника».

12 мая губернатор сам приеал в Тагил и приступил к повторной передаче часовни. Раскольникам была объявлена монаршья воля, но все напрасно, бунтари отказались выходить наружу. Тогда 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на неповинующихся стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. Поскольку за процессом следил сам император, усмирение старообрядцев не могло быть растянуто во времени. В тот же день штурм был завершен взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест.

Интерьер_Фото_кон._XIX_в.

Интерьер Никольского придела Свято-Троицкого храма. Фото кон. XIX в.

По указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня 27 декабря 1841 г. обращена в церковь в «древнем стиле», как и просили единоверцы, а 4 июня 1842 г. она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о. Нафанаилом в 1885 г. Позднее освящены и приделы: южный – Святого Николая Угодника в 1886 г., северный – Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 г. В 1894 г. все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. С тех пор и до событий XX века церковь оставалась неизменной. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Его глуховатый звук слышали жители всего поселка. Рядом стояли два двухэтажных дома. В одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

В начале 1930-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. Сняли кресты, с колокольни сбросили колокол. Разрушили иконостасы, клиросы, притвор. Сбили вместе со штукатуркой роспись со стен, потолка, купола. В военные годы храм приспосабливали под склады, слесарные мастерские, а позднее — под автогараж Высокогорского рудоуправления. В 1991 г. храм передали Екатеринбургской епархии.

Храм_на_момент_передачи_верующим

Состояние храма на момент передачи верующим в 1991 г.

Первым настоятелем храма в 1991 г. был назначен отец Александр Хорунжий, служивший до того времени вторым священником в нижнетагильском храме во имя святого Александра Невского. Первая молитва во вновь обретенном храме состоялась 25 сентября 1991 г. — в день памяти праведного Симеона Верхотурского прихожане и священники всех действующих в то время в Нижнем Тагиле церквей собрались на молебен. Сразу же после молебна наались работы по очистке здания от мусора. Началом постоянной духовной жизни в церкви стало чтение ежедневных акафистов Святой Троице и Божией Матери. Первая Божественная Литургия была совершена в храме на Пасху 1992 г.

Значительное событие в жизни церкви произошло 5 июля 1992 г. При большом стечении верующих архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек освятил главный престол и храм. После чего со второй половины 1992 г. в храме начались регулярные Богослужения по субботам и воскресеньям, службы совершались так же по великим двунадесятым и храмовым праздникам.

Работы_по_восстановлению_росписи

Работы по воссозданию росписи

В 1992 г. была предпринята попытка воссоздания храмовой росписи. Силами студентов ремесленного училища были написаны четыре Евангелиста в парусах, Херувимы в своде алтаря, орнаменты в арках и др.

В первой половине 1993 г. в храме были проведены работы по демонтажу старых куполов – центрального купола и купола на колокольне, находившихся к тому времени в аварийном состоянии. В этом же году была восстановлена крыша храма, внутренние стены были полностью оштукатурены, продолжились работы по росписи храма. 7 июня 1993 г., в Духов День архиепископом Мелхиседеком были освящены колокола, отлитые на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Колокола в тот же день были установлены на колокольне, где находятся и по сей день.

Арх._Мелхиседек_освящает_колокола

Арх. Мелхиседек освящает колокола

В 1997 г. по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, протоиерей Владимир Зязев освятил придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1998 г. храму придан статус Архиерейского подвория, настоятелем назначен игумен Дмитрий (Байбаков).

22 — 26 сентября 2000 г. состоялся первый в истории визит на Уральскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарший визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья. Обращаясь к заполнившим храм прихожанам, Святейший Патриарх пожелал, чтобы православные тагильчане всегда хранили в своих сердцах мир и христианскую любовь. В память о своем посещении Свято-Троицкого храма Его Святейшество передал тогдашнему настоятелю храма, иеромонаху Димитрию (Байбакову) напрестольный крест с дарственной надписью.

15 мая 2004 г. епископом Викентием освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

19 августа 2011 г., в праздник Преображения Господня, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия, секретаря Владимирского епархиального управления, во епископа Нижнетагильского и Серовского. 24 августа Владыка прибыл в новообразованную епархию. В этот день в Свято-Троицком храме был совершен торжественный молебен, на котором собрались священнослужители и прихожане церквей города и близлежащих районов. Именно здесь первый епископ новообразованной епархии впервые обратился к своей пастве.

9 марта 2012 г. указом епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия настоятелем прихода назначен протоиерей Иоанн Брагин, бывший настоятель прихода храма Дмитрия Донского. 19 марта того же года епископом Иннокентием храм, бывший на тот момент Свято-Троицким архиерейским подворьем, утвержден в новом статусе — кафедрального собора. С этого момента, поскольку именно здесь теперь расположена епископская кафедра, собор является местом регулярных служб епископа Нижнетагильского и Серовского.

Вид_храма

Вид на Свято-Троицкий кафедральный собор. Наши дни

Использованы материалы: С.Ганьжа «Страсти вокруг часовни: от раскола к единоверию», В.Криницын «Свято-Троицкая церковь», Г.Рыбакова «Свято-Троицкая церковь», С.Анисимов «О чем звонит колокол?», материалы с сайта «Народный каталог православной архитектуры», фотоархив Свято-Троицкого кафедрального собора.

Больше фото в фотогалерее

Новости епархии | 14 февраля 2013

Вам может быть интересно: