Преосвященнейший Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, ответил на вопросы о проблемах семьи в современном обществе

«Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом, как едина плоть». Так говорил о семейном счастье святитель Иоанн Златоуст. Как можно заметить, в настоящее время такое понимание семьи как малой Церкви сильно искажено. О том, почему это происходит, и как можно это предотвратить, мы спросили епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия.

Владыка, каково, по Вашему мнению, значение семьи в современном обществе? Какую роль она играет для человека?

Семья имеет огромное значение. Это не только ячейка общества. С нее начинаются все наши христианские чувства. Господь дает нам родителей – это уже основа семьи. Вслед за родителями мы продолжаем их путь. У нас появляются дети, зарождается новая семья. И этот процесс непрерывный. Он освящен Церковью, и поэтому является основой любого общества. Разрушение семьи суть разрушение общественных устоев. Чрезвычайно важна семья для нас тем, что это еще и инструмент воспитания души, своего характера. Господь всегда между Собой и каждым из нас ставит других людей. Первые в этой цепи – наши ближние, поэтому отношения с ними отражают и наше отношение к Богу.

Семья — это определенный элемент творчества. В этих отношениях формируется все – мировоззрение, характер, понятие справедливости, даже вкус к литературе и искусству – от самых мелких до самых больших явлений. Отношения в семье – это залог будущих отношений в обществе. Это относится не только к детству, ведь семейные отношения сохраняются до конца всей жизни. Есть старшее поколение, есть младшее, и все они связаны судьбой, которая им предназначена, – я имею в виду Промысел Божий.

Для создания семьи мало простой привязанности. После этого идут долгие дни совместной жизни, испытания, трудности. В греческом языке слово супруги звучит как «соупруги» – «сояремники». Вместе они несут это благое ярмо. Вступая в гражданский брак, супруги берут на себя определенные экономические обязательства. Расставаясь, они будут нести уже гражданскую ответственность. В случае, если брак закрепляется венчанием, то это еще и духовная ответственность и она, конечно же, выше. Но если человек не может взять на себя низшую степень ответственности, то как он может взять высшую? Поэтому Таинство Венчания всегда предваряется гражданским браком.

Семья зачастую должна быть сильнее школы, сильнее общества, потому что деформационные процессы проникли, к сожалению, во многие окружающие нас сферы. Это привело к расцерковлению общества. Сколько бы государство с этим ни боролось, ему трудно справиться. Оно просто предоставляет свободу. Но человек зачастую не может сам разобраться в этом глобальном мире, который несет массу всевозможных испытаний. Это и испытание властью, и деньгами. Как раз семья являет собой пример постоянства.

А как получается на практике? Действительно ли человек ценит семью так высоко?

Конечно, это понятие сейчас деформируется. Все то, что несет с собой глобализационный процесс, воспитывает потребительское отношение, в том числе и к семье. Люди сходятся из-за каких-то незначительных причин, не обращая внимания на чувства. А как раз глубины чувств нам сейчас и не хватает. Поэтому семьи часто разрушаются. Создание семьи стало просто некой традицией. Но даже традиции люди начинают разрушать: живут не только без церковного брака,  но уже и без гражданского. Потому что это очень удобно — разойтись без всяких последствий. Это значит, люди не хотят брать на себя никакую ответственность.

А какие основные проблемы тревожат современные семьи?

Как ни прискорбно, но факторов, которые деформируют и расшатывают понятие семьи, сейчас очень много. Ведь на формирование семьи влияет все: и образование, и общественная жизнь, и то, что мы получаем из средств массовой информации.

Многие сейчас говорят, что на первом плане стоят экономические проблемы. Нет жилья, нет устройства. Зачастую конфликты в семье – это также и плоды негативного воспитания в школе и в обществе. Но все же проблемы сейчас в основном духовного плана. Если семья живет не на душевном, но на духовном уровне, то это предохраняет ее от распада. Не случайно при венчании на головы людям надевают венцы, ведь они соединяют их не только в земной жизни, но и в Царствии Небесном. Это значит, что люди, вступая в брак, выражают готовность и жить, и умереть вместе. А такой союз уже не так легко расшатать.

То есть,  главные причины в отсутствии духовности?

Духовность всегда есть в мире, просто мы не можем ее обрести. Все обстоятельства нашей жизни приводят к одному: Господь помогает открыть нам Себя. И это делается через Божественную благодать. Мы не можем знать, где она наступит и в какой момент. Но в эту минуту человек преобразуется, для него вдруг открывается совершенно неведомый ранее мир. И только тогда он ощущает эту духовную жизнь: яркую, мощную. Нельзя сказать, что духовность отсутствует в нашей жизни. Другое дело, что нам нужно раскрыть свой внутренний взгляд к ней. Самое главное – это осознать, насколько мы нуждаемся в этой благодати.

Что в таком случае может предложить Церковь?

Церковь не только предлагает, она все время находится в сфере этой благодатной жизни. Она имеет для этого различные Таинства. Но они доступны только для воцерковленных людей. Для тех же, кто еще на пороге, или даже за порогом церковной жизни, существуют всевозможные сферы деятельности – миссионерская, катехизаторская, социально-благотворительная. Все они направлены на то, чтобы принести людям слово, причем не только священническое, но слово уже членов Церкви, которые пребывают в ней. Человек должен понять, что есть жизнь не та только, которая обрушивается на нас с экранов телевизоров, но и жизнь духовная. Она идет через добрые дела, через добрые слова, которые несем все мы – члены Церкви. От епископа до мирянина. Это не значит, что надо специально выставлять напоказ каждое свое дело. Нет, это должно быть естественной потребностью. Настало время реально осознать, что мы являем одно тело Церковное. Те, кто еще не пришел к Богу, те, кто уже пришел к Нему и те, кто на пороге. Наша деятельность должна быть совместная. По отдельности мы все грешные, а вместе – Святая Церковь.

Новости епархии, Проповеди архиерея | Фев 11, 2012

Статью прочитали:

71 раз