Дневник паломника

29 декабря 2013 года. Перед поездкой.

Всего нас едет из Тагила 10 человек и ещё два из Екатеринбурга. Итак, перечислю всех! О.Димитрий (Руководитель Молодёжного отдела нашей, Нижнетагильской, епархии), Дина, Татьяна, Мария, Алексей, Евгений, Варвара, Юлия, Георгий – самый юный 14 летний паломник и я – Иван. Наталия и Виктор – супруги из Екатеринбурга,

Перед поездкой немного переживали – обещали бурю в Иерусалиме в день, когда мы прилетим. Синоптики часто ошибаются, поэтому поехали с верой в милосердие Божие.

30 декабря 2013 года.

Погрузка на самолёт в Екатеринбурге прошла быстро, уселись все близко друг к другу, в иллюминаторах, когда поднялись в небо, видны маленькие машины. До Москвы летели два часа.

В Москве пересели на самолёт до Тель-Авива. Лететь чуть поменьше четырёх часов.

Тот же день. Израиль.

2XECyGhu53c

Аэропорт Тель-Авива

В Тель-Авиве солнечно, посередине аэропорта большой фонтан столики и люди вокруг. Встретила нас матушка Ираида с шофёром нашего автобуса Ахметом, и, подведя к макету Иерусалима здесь же, в аэропорту, рассказала немного о том, что нам предстояло увидеть, и ответила на некоторые вопросы.

Вышли из аэропорта под громкие удары барабанов. Видимо, так веселятся местные арабы. На улице тепло, даже жарко, так как все одеты в тёплую одежду. Погрузили все вещи в небольшой автобус, и – здравствуй, Израиль!

Тель-Авив – Иерусалим – дорога. Матушка Ираида рассказывает об основных святых местах. Едем на западный склон горы Елеон – в Гефсиманию, а именно в Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь.

Когда мы ехали, его было видно издалека по так называемой Русской Свече – высокой колокольне монастыря.

EBAOM2QJwK4

Монастырское кладбище

Первая святыня, которую мы здесь посетили, это камень, на котором стояла Матерь Божия во время Вознесения Господа. Быстро приложились, осмотрели монастырское кладбище, и пришли в часовню, где было 1 и 2 обретение честной главы Иоанна Предтечи. На полу часовни мозаика примерно 5 века и углубление на том месте, где лежала глава Крестителя.

После монастыря пришли в часовню Вознесения Господня, в которой находится камень, на котором стоял Спаситель в день Вознесения и на котором отпечаталась Его стопа.

aeJpKtYQkYA

В часовне Вознесения Господня

После часовни Вознесения постояли на смотровой площадке Елеонской горы. Весь Иерусалим был перед нами как на ладони. М. Ираида объясняла, где что находится. Зашли в греческую церковь. Там, внутри, в небольшой пещере за стеклом, лежит плита, на которую положили тело Матери Божией во время Её успения – здесь Гроб Пресвятой Богородицы. Зашли в женский монастырь св. Марии Магдалины, который принадлежит Русской Духовной Миссии, поклонились мощам преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары. Приложились к камню, на котором остался след от брошенного Пресвятой Богородицей апостолу Фоме пояса.

nomDlpsSO6Y

Вход в храм Успения Богородицы в Гефсимании

Последнее святое место, которое мы посетили это Храм Воскресения Христова (он же – храм Гроба Господня)– где находится Гроб Господень. На удивление маленькая очередь в кувуклию, стоять пришлось не дольше 10 минут. Поклонились месту погребения и воскресения Спасителя, поднялись на Голгофу, пропели тропарь Честному Кресту, и поехали в Вифлеем, где нам предстоит жить до нашего отъезда со Святой Земли.

Вифлеем находится на территории Палестинской автономии, и поэтому каждый день мы будем два раза пересекать контрольно-пропускной пункт. Израильтянам запрещено туда приезжать, исключением являются только туристические автобусы.

uX5nr__rtco

В автобусе

В Вифлееме заехали в сувенирную лавку, цены показались непривычно высокими, извинившись, поехали в гостиницу.

Гостиница Русской Духовной Миссии, где мы поселились, находится в 10 минутах пешего хода от базилики Рождества Христова, где и родился Спаситель. Номера, в которые нас поселили, по-домашнему уютные, а кондиционер прекрасно может заменить отопление – ночи здесь холодные.

После расселения, в 19.50, пошли на ужин. Оказывается, бананы здесь едят совсем маленькие, и варёная морковь, которую мы ели, была не больше половины мизинца.

За трапезой обсудили планы на 31 декабря и разошлись по комнатам. Слава Богу за всё.

H8Xcxbpl2zg

Ужин в гостинице

31 декабря 2013 года.

Утром встали рано. Первый Евгений, потом Иван (то есть я) и Алексей. Алексей и Евгений спустились на ресепшн, чтобы попить чай(1$) и кофе(2$). Потихоньку стали подходить и все остальные члены нашей группы. Вместо завтрака нам дали сухие пайки – бутылочка воды, пита (лепёшка пресного хлеба), рыбные палочки, мандарин, халва, помидор и огурец.

aiG9cYUJkk4

Ранний завтрак

От Вифлеема до Галилеи ехать примерно 2 часа. Раннее утро, на улице холодно и влажно. Едем на гору Фавор, где преобразился Господь. Смотрю в окно автобуса на скалистые склоны с множеством оливковых деревьев, кактусов выше человеческого роста, кипарисов и кедровых сосен. Остановились, чтобы позавтракать, в дорожном кафе и поехали дальше по склону горы. Чем выше мы поднимаемся, тем холоднее становится, хорошо, что мы тепло оделись.

sj8sOTX3OGw

Вид из окна автобуса. По пути на гору Фавор

На вершине Фавора находится греческий женский монастырь Преображения Господня принадлежащий иерусалимской патриархии. Для того, чтобы до него добраться, нужно пересесть на ещё более маленький, чем у нас автобус – серпантинная дорога очень узкая. Из окна автобуса видно Изреельскую долину, горы Самарии и гору Кармель (Кармил).

В монастырском храме приложились к иконам, рассматривали строгие фрески и иконы византийского письма. В лавке купили сувениры и попробовали оливки, которые лежали на столике для гостей – горьковатый вкус: совсем не такой как у оливок в России.

_XShLTsctbQ

Фрески монастырского храма

Едем дальше в Назарет к источнику Пресвятой Богородицы. Столько веков прошло, а источник не иссяк. Многие из нас набрали там воду, чтобы привести с собой в Россию.

Следующая остановка на нашем пути – Кана Галилейская. В храме я увидел два водоноса (всё, правда, за стеклом). Пробовали местное вино, купили подарочные наборы с вином, чтобы привезти с собой в Россию. Снова сели в автобус и теперь наша дорога лежит к Тивериадскому озеру.

В Тиверии обедали в ресторане РДМ (Русской Духовной Миссии) прямо на берегу озера – ели рыбу апостола Петра. Мне она показалась жесткой и несолёной. Нам нужно было успеть ещё в два места: в Магдалу на источник Марии Магдалины, в русский монастырь, и на Иордан, поэтому после обеда почти сразу поехали дальше.

ToSN5__Scqk

Рыба апостола Петра

В монастыре искупались в тёплом радоновом источнике с живыми рыбками. Девушки из нашей группы искупались ещё и в источнике Марии Магдалины. Очень быстро стало темнеть и на Иордан мы уже не успели, зато в саду монастыря нарвали много грейпфрутов и видели настоящих павлинов.

Пока мы ехали в гостиницу, я крепко уснул, и проспал около двух часов. А в гостинице нас ждал вкусный ужин, вино из Каны Галилейской и поздравления с Новым годом.

iXH_HiHJpuI

Тёплый радоновый источник с рыбками

1 января 2014 года.

Очень рано в 5.30 служба в базилике Рождества Христова – непосредственно на месте рождения Спасителя – в небольшой пещере с престолом над звездой, которой обозначено место Рождества. Обычно здесь совершается служба православными греками на двух языках греческом и арабском, но так как сегодня сослужил им наш батюшка, о. Димитрий, то звучал ещё и русский язык. Служба окончилась мгновенно — мы все причастились Святых Христовых Тайн, после чего м. Ираида провела нас в пещеру, где мы увидели косточки убиенных Иродом младенцев.

DNyEay4i_xc

О. Дмитрий у престола на месте рождения Христа

Вернулись в гостиницу чтобы позавтракать и взять синие пакеты с сух. пайками, через 15 минут уже выезжали в Иерусалим. И вот снова идём по улицам старого города, вспоминая крестный путь Спасителя. Останавливаемся на значимых местах, начиная от горницы Тайной Вечери до храма Воскресения Христова и Гроба Господня. Зашли на Александровское подворье РДМ, где приложились к Порогу Судных врат, через который переступил Господь Иисус Христос идя на Голгофу. Там же находится игольное ухо, через которое я несколько раз прошёл сильно согнувшись почти пополам. Потрогали большой камень с Голгофы, что находится за решёткой. Жаль, что не попали в темницу, где держали узников перед распятием, в частности там же находился и Господь последние часы Своей земной жизни. В храм Воскресения заходить не стали, так как спешили в Патриаршую резиденцию на встречу с Иерусалимским Патриархом блаженнейшим Феофилом III.

В резиденции находится большой макет Кувуклии из перламутра, если заглянуть внутрь, то можно увидеть престол на котором совершается богослужение.

Нас усадили на мягкие стулья перед Патриархом и угостили коньяком с конфетами. Патриарх кратко говорил о Святой Земле на греческом языке – переводила нам сестра Наталия. Мне показалось, что были неточности в переводе. После беседы блаженнейший Феофил нас всех благословил и подарил памятные подарки – большие фотографии Гроба Господня и магнитики с иконой Божией Матери. Настоятелю нашего храма, о. Димитрию, Патриарх вручил наперстный крест из перламутра. Мы сфотографировались все вместе на память и поспешили в храм Воскресения Христова.

x5zzKeeK1_4

Фото на память с Блаженнейшим патриархом Феофилом III

В храме прошли по всем приделам, внимательно слушая м. Ираиду. Побывали на Голгофе и месте обретения Креста Господня, приложились к Камню помазания и слушали про Колонну бичевания. Не стали заходить в кувуклию — здесь мы еще будем ночью на службе — тогда и приложимся к Гробу Господню.

После экскурсии по храму нам дали свободное время для прогулки по лавкам в поисках сувениров. Узкие улочки заполнены торгующими и покупающими. Яркие сувениры, предметы культа и быта без особых отличий — в одной лавке сувениры и для христиан, и для мусульман, и для иудеев. Часа нам хватило для того, чтобы определиться с подарками. Садимся в автобус и едем в Троицкий собор, принадлежащий Русской Духовной Миссии на благодарственный молебен.

По дороге увидели огромный сугроб снега – последствия декабрьского снегопада. Удивительно – среди зелёных деревьев и яркого солнца, кусочек зимней России. Сфотографировался со снегом в руке.

pICRWv0Lm6c

Сугроб в Иерусалиме

Священник, который служил молебен в Троицком соборе, сказал о трудности с духовенством, священников не хватает.

На автобусе едем в пустыньку Иоанна Предтечи, которая находится на территории католического монастыря. За окном виднеются то скалы, то пустыня, которая сменяется плантациями бананов с синими пакетами на плодах (чтобы птицы не склевали).

Зашли в пещерный храм, где жил Иоанн Креститель ранние годы своей жизни, попили воды из источника св. праведной Елисаветы, его матери.

mctZyQnly4M

В греческом монастыре на Сорокадневной горе

Уже начинает темнеть, успеваем съездить в Горненский женский монастырь, насельницей которого является наш гид – м. Ираида. Монастырь находится на месте, где произошла встреча Девы Марии с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Зашли в небольшой храм во имя Казанской иконы Божией Матери, наш батюшка помазал нас всех святым елеем. В лавке купили сувениры и вернулись в гостиницу, чтобы отдохнуть перед ночной литургией на Гробе Господнем.

2 января 2014 года.

Служба в храме Воскресения Христова. Служат православные греки и русские священники, т.е. наш батюшка и о. Иов – давний знакомый о. Димитрия, промыслительная встреча с которым явилась для батюшки полной неожиданностью. Также был на службе ещё один русский диакон.

Ещё один раз наша группа зашла в кувуклию и приложилась к святыне — Гробу Господню. Заметил, что уже поставлен престол в пределе Ангела (в кувуклии перед входом в пещеру Гроба Господня). Греки служат утреню всегда перед литургией без вычитывания часов. Пока служилась утреня, мы спустились в комнату паломника (Санктуарий Храма), где находится очень много святых мощей и частица Животворящего Креста Господня.

ztiLKX6pJ0Y

О. Дмитрий причащает во время литургии в храме Гроба Господня

Вернувшись на службу, я увидел, что, по-видимому, уже начали совершать проскомидию. Всю службу ходил и снимал на видеокамеру. Литургия, как и в храме Рождества Христова, совершалась на греческом и арабском языках, перемежаясь с возгласами наших русских священнослужителей. В конце литургии причастились Святых Христовых Таин, спустились к Камню помазания, где стояла м. Ираида с запивкой (в греческой практике нет запивки, раздаётся только антидор). Наш батюшка тоже вышел со Святыми Дарами, я и Евгений ему помогали – держали во время Причащения плат. На несколько секунд, нам, Алексею, Евгению и мне, как алтарникам, было позволено зайти в алтарь.

После службы собрались возле выхода из храма. Вышел и о. Иов. Батюшка немного с ним поговорил и мы пошли в автобус. На часах 3.30 ночи, не знаю кто как, а я изрядно устал и подумал о том, что всем нам необходимо хоть немного поспать.

Утром собрались в 8.30 на завтраке, взяли в дорогу еду и погрузились в автобус.

Prci3b9ft28

На Елеонской горе. На фоне — вид на Иерусалим (фото в день приезда)

К 11.00 часам мы достигли Иудейской пустыни и Лавры преподобного Саввы Освященного. Вход женщинам туда запрещён, поэтому вошли туда вшестером. Женщины поднялись вверх, в горы, откуда был виден сверху монастырь и внизу, в ущелье – Кедронский поток.

У церкви, расположенной в монастыре, нас встретил отец Филарет (не знаю, монах он или нет), он же открывал нам двери во все храмы. Когда мы вошли в последний из них, где находятся мощи преподобномученников, я внимательно разглядывал клирос, особенно богослужебные книги. У меня возник вопрос: «Кто и как поёт на службах?» На первый о. Филарет ответил без труда, сказав, что поёт братия. Когда я повторил свой второй вопрос о том, как они поют, каким распевом, он ответил, что пение многоголосное (партесное). По дороге в трапезную для гостей мы разговорились о пении, рассказали о знаменном пении, которое практикуется у нас на приходе. Потом мы расстались на полминуты, пока о. Филарет принёс кофе и конфеты. Разговор о знаменном пении продолжился, но у нас оказалось разное мнение относительно церковного пения. Так мы с ним и расстались. Группа вновь объединилась за стенами монастыря, и мы продолжили свой маршрут, впереди у нас была Вифания.

KBwgOENJp4I

На улицах Старого города

В Вифании мы прошлись немного пешком до гроба Лазаря Четверодневного. В самом гробе, вернее в пещере, где Лазарь был погребен, очень мало места, так что наша группа едва поместилась там. Это одно из тех мест где Господь совершил чудо — чудо воскрешения праведного Лазаря, который находился во гробе четыре дня (от того — Лазарь Четверодневный).

Покинув Вифанию, поехали на Сорокадневную гору — это то место где Спаситель постился сорок дней после Своего крещения и где диавол искушал Его. На горе находится греческий монастырь — именно туда мы и пошли. Мне показалось, что поднимались мы долго, светило яркое солнце и ступени вверх казались бесконечными. Добравшись по ступеням до стен монастыря, мы прошли узкими коридорами до камня на котором сидел Спаситель, будучи искушаем. Мы пели тропари и ирмосы канона прп.Андрея Критского и наше пение знаменным распевом услышал мужчина грек, выполняющий послушание смотрителя монастыря. Пение с исоном ему очень понравилось и он сам исполнил для нас Святый Боже на греческом, а мы тянули исон. Кстати сказать, у него красивый тенор и исключительный слух. Зовут его Афанасиос, и он пригласил нашего батюшку к себе в гости на о. Корфу.

Минут через 20 были в монастыре пророка Елисея, где находится дерево, на которое, по преданию, забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Господа. Дерево Закхея, хоть и засохло, но часть ствола сохранилась до наших дней. Эта часть находится за стеклом, но совсем рядом растёт отросток умершего дерева – ныне напоминающий своей большой короной о былом величии дерева Закхея. Прикоснувшись ко всем святыням, отправились дальше.

FonEBtoTTyg

Дерево Закхея

Следующая остановка на пути нашего паломничества, это река Иордан — то место где крестился наш Господь Иисус Христос. Пока мы ехали м. Ираида рассказывала нам о том, что место, куда мы едем, было сравнительно недавно разминировано. И правда, в окно автобуса видны поля, в том числе с недостроенными храмами, с табличками на которых написано, что они заминированы.

На берегу Иордана построен большой крытый павильон с множеством лавок — готовятся к Крещению.

W-PGTHyZuLA

После купания в Иордане

В реку сделаны деревянные сходни-ступени в воду. Наверху смотровая площадка, с которой за всеми сходящими в воду пристально наблюдают пограничники. Здесь проходит граница Палестины и Израиля и каждого кто рискнет её пересечь, ждут неприятности во время следующего приезда в Израиль.

Почти вся наша группа окунулась в Иордане — вода холодная и рыжая от глины, в это время прозрачной она не бывает. Переодевшись сели перекусить сух. пайками на лавочки в павильоне и затем поехали дальше.

Монастырь преподобного Герасима Иорданского как островок зелени среди пустыни. На полу храма мозаика с изображением льва, которая меня удивила и понравилась. Здесь же находятся косточки убитых когда то монахов-подвижников. В саду на ветках лопнувшие от спелости гранаты.

hIEAh8rJkmY

Кумран

Последнее место, которое мы посетили это Кумран: Кумранские пещеры, где были найдены, теперь уже знаменитые, свитки Мёртвого моря. Солёное Мёртвое море мы видели издалека, времени, чтобы доехать до него, у нас не было, но зато из окна автобуса были видны места покрытые, как снегом, белой солью.

Когда мы вернулись в Вифлеем, уже стемнело – темнеет здесь рано и как то сразу. За ужином поблагодарили м. Ираиду и в её лице Русскую Духовную Миссию за всё, что они делают для русских паломников приезжающих на Святую Землю, и, в частности, за то, что было сделано для нас. Но на следующий день нас ждёт продолжение нашего путешествия и лишь потом, во второй половине дня, отлёт в Россию из Тель-Авива.

3 января 2014 года.

Рано утром пять человек, включая и меня, ещё раз сходили в базилику Рождества Христова, поклонились месту рождения Спасителя и даже смогли помолиться за всю нашу группу на проскомидии.

По возвращении в гостиницу вместе со всеми позавтракали, погрузили вещи в автобус и поехали в Лидду, в храм великомученника Георгия Победоносца. Именно в Лидде он провёл детство и отрочество, здесь же находится его гробница. Получилось, что самый юный паломник в нашей группе – Георгий, которому 14 лет – побывал на родине своего небесного покровителя.

1sTSS1k0Joc

У гробницы великомученика Георгия Победоносца

Последний город перед Тель-Авивом, который мы посетили, это Яффа (или Иопия – старое название города). В Яффе находится Подворье РДМ Святой праведной Тавифы, которую воскресил апостол Пётр. Именно здесь я впервые увидел попугаев на деревьях, которые летают в таком множестве, как у нас в России голуби или воробьи. Зашли помолиться в храм апостола Петра и уже затем пошли к гробнице праведной Тавифы. Вокруг очень ухоженная территория с сооружённой отцом Антонином (Капустиным) моделью Голгофы. Помолились на гробнице праведницы, а потом нас угощали грейпфрутами и разными сладостями, стоявшими на столе недалеко от храма.

Немного грустно было уезжать, ведь на Святой Земле есть ещё много мест где хотелось бы побывать. Впрочем, все те места, где мы побывали, прикосновение к земле, по которой ходил наш Господь, всё – от места Его Рождения до места Его Вознесения надолго отложится в нашей памяти и будет вспоминаться вместе с церковными песнопениями и богослужебными текстами, помогая по-новому их понимать и переживать.

e2AHLyP5gwI

По возвращении на уральскую землю

P.S. Уже когда сели в самолёт летевший в Екатеринбург узнали, что температура воздуха в Екатеринбурге — 32 градуса!